Кому подчиняется управление образования

Информация по теме в статье: "Кому подчиняется управление образования". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

§ 2. Органы управления образованием

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием (см. схему 30):

1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему об­разования;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреж­дениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);

3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуп­равления.

К компетенции государственных органов управления образованием относятся:

разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

[1]

разработка государственных образовательных стандартов и уста­новление эквивалентности (нострификация) документов об образо­вании;

государственная аккредитация образовательных учреждений, со­действие их общественной аккредитации;

установление порядка аттестации педагогических работников обра­зовательных учреждений различных типов и видов;

формирование структуры системы образования;

Схема 30. Организация управления образованием

разработка перечня профессий и специальностей, по которым ве­дутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

прямое финансирование деятельности учрежденных ими образова­тельных учреждений;

разработка государственных нормативов финансирования образо­вательных учреждений, а также материально-технической обеспечен­ности и оснащенности образовательного процесса;

контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности уч­реждений высшего и среднего профессионального образования, науч­ных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке дея­тельность иных федеральных органов исполнительной власти.

* СЗ РФ. 1999. 51. Ст. 6348.

Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и про­фессионального образования РФ и Высшей аттестационной комис­сии РФ.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г.*, являются:

* СЗ РФ. 1997. № 15. Ст. 1796.

осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации кон­ституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

разработка и реализация системы управления сферой научной дея­тельности, координация научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ в учреждениях и организациях сферы образования;

реализация кадровой политики в сфере образования и сфере науч­ной деятельности;

совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

разрабатывает и реализует концепцию развития образования;

координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее вы­полнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования;

разрабатывает целевые федеральные, межгосударственные и меж­ведомственные программы и проекты в сфере образования;

организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образо­вательных учреждений;

формирует программы научно-исследовательских работ в этой об­ласти и обеспечивает их реализацию.

Министерство обеспечивает контроль за реализацией законода­тельства в сфере образования и сфере научной деятельности; разраба­тывает типовые положения об образовательных учреждениях; опреде­ляет с участием заинтересованных федеральных органов исполнитель­ной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в об­разовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государ­ственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры под­готовки специалистов; устанавливает для подведомственных образова­тельных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех кате­горий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государ­ственные учреждения среднего и профессионального образования; оп­ределяет перечень учебной и учебно-методической литературы для об­разовательных учреждений.

После того как Указом Президента от 15 октября 1999 г.* Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных орга­нов исполнительной власти, ее задачи возложены на Минобразование России: проведение единой государственной политики, осуществле­ние контроля и координация деятельности в области аттестации науч­ных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.

* СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5010.

Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами:

создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), утверждает персональный состав советов и устанавливает перечень на­учных специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций;

присуждает на основании ходатайства соответствующего диссерта­ционного совета ученую степень доктора наук;

присваивает по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученое звание профессора по специальности;


проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соиска­телей ученой степени кандидата наук;

оформляет в установленном порядке дипломы доктора наук и кан­дидата наук и аттестаты профессора по специальности;

осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию науч­ных и научно-педагогических работников — граждан России, имею­щих ученые степени (ученые звания), присужденные (присвоенные) им в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степе­ней и ученых званий.

Для научной экспертизы представленных диссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий создаются экс­пертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.

Постановлением Правительства от 24 октября 1994 г.* утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогичес­ким работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий. Учеными степенями являются степени доктора наук и кандидата наук, а учеными званиями — звания профессора по специ­альности и старшего научного сотрудника по специальности. Положе­нием определены требования к диссертациям, порядок представления и защиты диссертации т.д.

Читайте так же:  Ответы на задачи по уголовному процессу

* СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2898.

Минобразование России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образователь­ные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Федера­ции, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; инспектировать любые образовательные учреж­дения и любой орган управления образованием.

Ведомственными органами управления образованием являются раз­личные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осущест­влять такие функции наряду с другими функциями.

В субъектах Федерации управление образованием осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах Федерации — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразова­ния России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.

Статья 37. Органы управления образованием в Российской Федерации

Статья 37. Органы управления образованием в Российской Федерации

1. В Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

федеральные ведомственные органы управления образованием;

государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

2. Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

3. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

4. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

5. К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся:

1) разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

2) разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;

3) государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

4) установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных педагогических работников;

5) формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

6) прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;

7) создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;

8) разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

9) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;

10) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

6. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

>
Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях
Содержание
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Органы управления образованием

Управление образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий — то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого — минимум, граничащий с безграмотностью.

Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Процесс получения образования, как и любой другой, управляем. На самом низком уровне (т.е. самом приближенном к процессу обучения) он управляется учителем. На уровне государственном этот процесс находится под контролем национальных органов управления образованием.

Под управлением понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

Читайте так же:  Как получить займ если везде отказывают

В соответствии со ст.37 Закона «Об образовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

— федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

— федеральные ведомственные органы управления образованием;

— государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации» устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:

— Министерство образования Российской Федерации;

— министерства образования республик в составе Российской Федерации;

— управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

[2]

— комитеты (департаменты) образования городов.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:

1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии, с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

2. Органы, осуществляющие управление в сфере образования

В РФ могут создаваться и действовать государственные и муниципальные органы управления образованием:

Видео (кликните для воспроизведения).

— федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

— федеральные ведомственные органы управления образованием;

— государственные органы управления образованием субъектов РФ;

— муниципальные органы управления образованием.

Министерство образования и наукиРФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и наукив установленной сфере деятельности осуществляет:

а) контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

б) самостоятельно и совместно с органами управления образованием субъектов РФ государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях;

в) лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования);

г) рассмотрение вопросов, связанных с подтверждением, признанием и установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации;

д) рассмотрение вопросов присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, а также лишения (восстановления) указанных ученых званий, вопросов присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук и выдачу соответствующих дипломов установленного образца;

е) создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), установление их компетентности.

Федеральное агентство по образованиюявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.

Федеральное агентство по образованию находится в ведении Министерства образования и науки РФ. В установленной сфере деятельности осуществляет:

а) организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования;

б) организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

Органами Красноярского края, действующими в области образования, являются (по состоянию на октябрь 2007 г.):

1) Департамент образования, науки, культуры и спорта;

2) Служба по контролю в области образования;

3) Агентство образования;

4) Агентство профессионального образования и науки.

Контроль за соблюдениемобразовательным учреждением или научной организациейпредусмотренных лицензией условийи надзор за исполнением законодательства РФ в области образования обеспечиваются выдавшими лицензию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования. В случае если было допущено нарушение этих условий и (или) законодательства РФ в области образования, указанный орган исполнительной власти направляет в образовательное учреждение или научную организацию обязательное для исполненияпредписание об устранении выявленного нарушенияи устанавливает срок его устранения.

В случае неисполнения указанного предписания выдавшие лицензию федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие управление в сфере образования, вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения.

Если в установленный срок указанное нарушение не будет устранено, то лицензия подлежит аннулированию. Решение об аннулировании лицензиипринимается выдавшими лицензию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, и может быть оспорено в суде.

Читайте так же:  Вид деятельности организация мероприятий

Государственная аккредитацияобразовательного учреждения или научной организациипроводитсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению образовательного учреждения или научной организации, согласованному с учредителем (учредителями).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования, на основании заключения комиссии по государственной аккредитации вправе отказатьобразовательному учреждению или научной организациив государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования, может приостановить действие выданного им свидетельства о государственной аккредитацииобразовательного учреждения или научной организации либо лишить образовательное учреждение или научную организацию государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам в случае:

1) неисполнения предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта или несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности;

2) неисполнения предписания об устранении нарушения образовательным учреждением установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории;

3) нарушения образовательным учреждением или научной организацией законодательства РФ в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, либо иного нарушения прав и свобод обучающихся;

Кому подчиняется управление образования

9.1.2. Организационные формы управления образованием

Функции управления образованием выполняют различные орга­ны: а) государственные органы, б) местные (муниципальные) органы.

К государственным органам исполнительной власти, осуществля­ющим непосредственно управление образованием относятся:

1. Министерство общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации;

2. Федеральные ведомственные органы управления образовани­ем. Ведомственные в том смысле, что они управляют только подве­домственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер деятельности этих органов; управ­ление образованием не является их основным назначением;

3. Органы государственного управления образованием субъектов Российской Федерации.

[3]

Государственные органы управления образованием создаются решениями соответствующих органов исполнительной власти по сог­ласованию с законодательными (представительными) органами.

Муниципальные органы управления образованием создаются ре­шениями соответствующих органов местного самоуправления.

Именно так решается вопрос в федеральном Законе об образо­вании, но юридически не совсем точно. Во-первых, не совсем ясно, каким органом исполнительной власти принимается решение о соз­дании федеральных органов управления образованием. Ведь оно мо­жет быть принято Президентом Российской Федерации, отнесение которого к органам исполнительной власти проблематично, во-вто­рых, на местном уровне могут функционировать не только органы местного самоуправления, но и местные государственные органы. Следовательно, они тоже располагают определенными полномочиями в управлении образованием.

Федеральным государственным органом, специально созданным для управления образованием в масштабе страны, является Минис­терство общего и профессионального образования Российской Феде­рации (Минобразование России).

На все органы государственного управления образованием возло­жено обязательное осуществление в области образования следующих функций: разработка и реализация федеральных и международных программ; разработка образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; госу­дарственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий, направлений и специ­альностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и про­фессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений; создание государст­венных фондов стабилизации и развития системы образования; раз­работка государственных нормативов финансирования образователь­ных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; прогнозирование разви­тия сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; контроль исполнения законода­тельства Российской Федерации, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) его устава государственные органы управления образованием вправе приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

В качестве федерального органа исполнительной власти Минобразование России, в соответствии с положением о нем, проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования, а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования. На него возложена координация деятельности в сфере образования и иных федеральных органов исполнительной власти.

Главными наиболее специализированными его задачами и функ­циями непосредственно нацеленными на решение задач образования, являются следующие: осуществление государственной политики в сфере образования; разработка и реализация системы управления на­учной деятельностью в учреждениях и организациях сферы образо­вания; реализация кадровой политики в сфере образования и науч­ной деятельности; информатизация сферы образования; организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в СНГ.

В ключе основных задач Минобразование России разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует ее выполнение; разрабатывает целевые федеральные, межгосударствен­ные и межведомственные программы и проекты в сфере образования, а также типовые положения об образовательных учреждениях. Оно определяет перечень профессий и специальностей, по которым ведут­ся профессиональное образование и профессиональная подготовка;

координирует деятельность государственных образовательных учреж­дений по вопросам определения объемов и структуры подготовки спе­циалистов, а также определяет порядок их подготовки по профес­сиональным образовательным программам (направлениям, специаль­ностям) .

Читайте так же:  Документы для возмещения ндфл за лечение

Минобразование России наделено и многими другими полномо­чиями в решении вопросов, имеющих общее принципиальное значе­ние для образования в стране. Так, оно устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего про­фессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспе­чивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Ему поручена разработка государствен­ных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов; установление федеральных требований к содержанию образования и разработке общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.

Минобразование России утверждает положения о государствен­ной аттестации выпускников образовательных учреждений; разраба­тывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования или квалификации, устанавливает порядок их выдачи.

Данным Министерством устанавливается порядок лицензирова­ния, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляется лицензирование и государст­венная аккредитация образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерство образования Российской Федерации выполняет разнообразные задачи и функции в области подготовки научно-педа­гогических кадров, подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, профессионального обучения и перео­бучения высвобождающегося и незанятого населения.

Вышеназванные задачи и функции имеют общее значение, сле­довательно, они распространяются также и на подведомственные Минобразованию России образовательные учреждения. Вместе с тем оно обладает по отношению к таким учреждениям рядом специаль­ных полномочий. Оно вправе создавать, переименовывать, реоргани­зовывать и ликвидировать подведомственные учреждения, устанав­ливать для них ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся и т.п.

Минобразованию России предоставлено право осуществлять в пределах установленной компетенции инспектирование образова­тельных органов управления образованием на территории Российской Федерации.

Минобразование России вправе издавать в пределах своей ком­петенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, в ведении которых находятся обра­зовательные учреждения, а также подведомственные ему учреждения и организации.

Свои задачи и функции Минобразование России должно осуще­ствлять во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, местного самоуправления, профильными научными организациями, общественными объединениями.

В субъектах Российской Федерации в качестве специализирован­ных органов, ведающих сферой образования, выступают: в респуб­ликах — министерства или комитеты, в других субъектах — департа­менты, главные управления, отделы образования. Они являются единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования на соответствующей территории в целом. Здесь нет таких предпосылок, какие имеются на федеральном уров­не, для создания двух специализированных органов образования. Ибо задачи и функции управления деятельностью в области образования локализованы пределами территорий субъектов Российской Федера­ции, ведающими сравнительно небольшим числом образовательных учреждений вообще и отдельных их видов в частности (вузов и др.). Это не исключает того, что в отдельных субъектах Российской Феде­рации могут быть свои решения вопросов непосредственного подчи­нения тех или иных конкретных образовательных учреждений.

Органы управления образованием создаются в том же порядке, в каком и другие отраслевые органы. А общая для всех органов управ­ления образованием компетенция осуществляется с учетом масшта­бов их деятельности и региональных особенностей.

К компетенции органов управления образованием субъектов Рос­сийской Федерации относится: осуществление федеральной политики в области образования; разработка и реализация региональных прог­рамм развития образования с учетом национальных, региональных особенностей; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, ре­организация и ликвидация образовательных органов соответствую­щего подчинения, лицензирование образовательных учреждений; ус­тановление национально-региональных компонентов государствен­ных образовательных стандартов; установление дополнительных (к федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса; ор­ганизация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин; организация подго­товки и переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образо­вания и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и др.

Руководство образовательными учреждениями, подведомствен­ными специализированным органам, осуществляется их структур­ными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятель­ные главные управления, отделы и др., либо подразделения такого рода структур. Они могут быть специализированными либо осуществлять функции образования наряду с другими функциями.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

Статья 3. Полномочия Управления образования

Статья 3. Полномочия Управления образования

1. К полномочиям Управления образования относятся:

Читайте так же:  Протокол осмотра паспорта гражданина рф

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Свердловской области;

2) организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Муниципального образования город Алапаевск;

3) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

4) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;

5) организация отдыха детей в каникулярное время;

6) осуществление опеки и попечительства;

7) осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции;

8) осуществление межведомственной координации на территории муниципального образования по вопросам образования;

9) взаимодействие с федеральными, ведомственными, муниципальными и частными организациями образования, расположенными на территории Муниципального образования город Алапаевск;

10) разработка и представление муниципальных целевых программ развития образования с учетом социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей территории;

11) доведение в установленном порядке до образовательных организаций данных о размерах ассигнований и лимитах централизованных капитальных вложений, выделяемых за счет средств бюджета Муниципального образования город Алапаевск;

12) подбор кандидатур руководителей муниципальных образовательных учреждений для внесения на утверждение главе Муниципального образования город Алапаевск;

13) согласование деятельности в сфере образования с исполнительным органом государственной власти Свердловской области;

14) согласование Уставов муниципальных образовательных учреждений;

15) определение порядка приема в муниципальные образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающего прием всех граждан, которые проживают на территории Муниципального образования город Алапаевск и имеют право на получение образования соответствующего уровня;

16) обращение в соответствующую экспертную комиссию за дачей заключения для получения лицензии на образовательную деятельность для муниципальных образовательных учреждений;

17) контроль за предпринимательской деятельностью подведомственных образовательных учреждений и прекращение данной деятельности, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной Уставом, до решения суда по этому вопросу;

18) планирование, координация и контроль за деятельностью муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления политики в области образования;

19) контроль (на основе поручения Министерства общего и профессионального образования Свердловской области) за соблюдением образовательным учреждением, независимо от его организационно-правовой формы, предусмотренных лицензией условий;

20) обеспечение возможности выбора образовательного учреждения гражданам, проживающим на территории Муниципального образования город Алапаевск;

21) согласование годовых, календарных планов муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Муниципального образования город Алапаевск;

22) организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;

23) разработка предложений по формированию бюджета Муниципального образования город Алапаевск в части расходов на образование, участие в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов в расчете на одного обучающегося воспитанника по каждому типу, виду и категории муниципального образовательного учреждения;

24) представление главе Муниципального образования город Алапаевск ежегодного доклада о состоянии и развитии образования на территории Муниципального образования город Алапаевск;

25) содействие в кадровом обеспечении образовательной системы муниципального образования;

26) формирование аттестационных и экспертных комиссий для проведения аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений;

27) содействие проведению научных исследований в сфере образования и разработка программы их практического применения;

28) обеспечение международного сотрудничества в сфере образования;

29) выдача предварительного согласия на оставление образовательного учреждения обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, до получения им основного общего образования;

30) принятие совместно со службой занятости, родителями (законными представителями) мер, обеспечивающих в месячный срок трудоустройство исключенного или продолжение им обучения в другом образовательном учреждении;

31) обеспечение развития материально-технической базы учебного процесса в подведомственных организациях, формирование и размещение заказов на учебники, учебное оборудование, материалы, канцелярские и хозяйственные товары, распределение между подведомственными образовательными организациями выделенного оборудования и материалов, контроль за их использованием;

32) сбор, обработка и анализ предоставленной отчетности подведомственными учреждениями в установленном порядке;

33) проведение в подведомственных учреждениях инспекторской и контрольно-ревизионной работы, проверки состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществление внутриведомственного финансового контроля, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из бюджетов всех уровней;

34) организация работы психолого-медико-педагогической комиссии;

35) осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

>
Права и обязанности Управления образования
Содержание
Решение Думы МО «Город Алапаевск» Свердловской области от 23 декабря 2005 г. N 115 «Об утверждении структуры.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источники


  1. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

  2. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  3. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
  4. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
  5. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.
Кому подчиняется управление образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here