Можно ли не платить за содержание жилья

Информация по теме в статье: "Можно ли не платить за содержание жилья". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Какие существуют тарифы на содержание муниципального жилья, и кто должен оплачивать ремонт и обслуживание дома?

Вносить плату за обслуживание общих помещений в многоквартирном доме обязаны не только собственники помещений, но и наниматели жилплощади по договору социального найма с муниципалитетом. Порядок определения размера задолженности по платежам за муниципальную квартиру зависит от способа управления домом и особенностями договора с муниципалитетом.

Тарифы на содержание муниципального жилья

Под муниципальным жильем понимаются квартиры и комнаты, находящиеся в собственности городских властей и сдаваемые жителям по договорам социального найма. В таких квартирах проживают лица, не завершившие приватизацию, а также льготные категории населения, получившие ордер на проживание при участии в местных социальных программах.

Содержание и ремонт муниципального жилья включает следующие виды работ:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • уборку общих помещений (подъездов, подвалов и чердаков);
  • обслуживание лифтов и мусоропровода;
  • благоустройство придомового земельного участка;
  • подготовку многоквартирного дома к отопительному и весеннему сезонам;
  • устранение аварий и неисправностей;
  • профилактический осмотр коммуникационных сетей (электрокабелей, газопровода и т. д.).

Стоимость большинства работ по содержанию дома зависит от количества квадратных метров, которые занимает наниматель жилья. В регионах размер тарифов на обслуживание дома колеблется в следующих пределах:

  • обслуживание и уборка общих помещений – 14-20 р/кв. м;
  • обслуживание мусоропроводов – 0,6-3 р/кв. м;
  • обслуживание лифтов – 3,5-8 р/кв. м;
  • обслуживание придомового участка – 0,6-4 р/кв. м.

Важно учесть, что стоимость обслуживания придомовой территории не включает в себя охраняемую стоянку, организованную местной УК или жилищным товариществом.

Например, расход воды на полив газона и мытье подъездов, расход электричества на освещение лестничных пролетов и т. д.

Тарифы на данные ресурсы идентичны тарифам, устанавливаемым для нанимателей, а величина платежа рассчитывается как произведение тарифа и разности показаний общедомовых приборов учета и показаний всех личных счетчиков в квартирах. При отсутствии счетчиков размер оплаты производится по нормативу, устанавливаемому областным правительством по согласованию с муниципальным собственником жилья.

Кто оплачивает содержание и ремонт муниципальных квартир

Получателем платежа за содержание муниципальной квартиры может быть:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Муниципалитет самостоятельно организовывает сборы платежей за содержание дома и проводит работы по его обслуживанию, когда большинство помещений дома были предоставлены в наем нуждающимся лицам или работникам бюджетной сферы по договору. В квартирах и комнатах, которые находятся в бессрочном пользовании граждан и подлежат приватизации, работы по содержанию и ремонту общих помещений проводит УК или ТСЖ.

Например, по договору с УК плата за содержание дома с учетом площади муниципальной квартиры и установленного тарифа составляет 650 рублей в месяц. Если собственник вносит 500 рублей, то 150 рублей должен доплатить в пользу УК муниципальный собственник, после чего он вправе взыскивать понесенные расходы с нанимателя и применять к нему санкции вплоть до переселения в общежитие или выселения (ст. 90-91 ЖК РФ).

Таким образом, вносить плату за ремонт и содержание дома (кроме капитального ремонта) должен наниматель, при задержке платежа с его стороны муниципалитет должен погасить долг перед УК, после чего взыскать его с жильца.

Как рассчитать долги по квартплате

Выяснить сумму задолженности за квартплату наниматель может следующими способами:

  • посмотреть в электронной системе ГИС ЖКХ;
  • сделать запрос в управляющую организацию;
  • сделать запрос в жилищный комитет муниципалитета.

При отсутствии доступа в интернет можно сделать запрос в УК или ТСЖ, занимающуюся обслуживанием дома. Важно требовать детализации предоставленной выписки, чтобы исключить приписывание оплаты за капремонт или за жильцов, которые были выписаны из квартиры ранее.

В жилищный комитет нужно обращаться в случае, когда муниципалитет занимается обслуживанием дома без привлечения УК. В служебных квартирах или общежитиях запрос можно сделать через коменданта, в остальных случаях можно обратиться в МФЦ или жилищный комитет районной администрации. Для обращения потребуются:

  • паспорт;
  • ордер на проживание;
  • копии последних оплаченных квитанций;
  • кадастровый документ на жилье.

В качестве результата обращения нанимателю предоставляется справка с указанием периода и суммы долга.

Для самостоятельного расчета задолженности и проверки выписки, предоставленной жилищным комитетом или УК, необходимо:

  1. Выяснить величину местного тарифа на каждую составляющую квартплаты.
  2. Рассчитать каждую составляющую путем перемножения тарифа на услугу, количества занимаемых квадратных метров и периода задержки платежа в месяцах.
  3. Сложить общую сумму долга.

Например, наниматель квартиры площадью 25 кв. м не вносил квартплату 2 месяца, тариф на содержание дома в регионе составляет 19 рублей/кв. м, а тариф на ремонт лифта – 4 руб/кв. м. Сумма долга составит (25*19 + 25*4)*(2 месяца) = 1150 рублей.

Наниматели муниципального жилья платят за ремонт и содержание общих помещений на тех же условиях, что и собственники квартир. Систематические задержки платежей могут привести к переселению в общежитие, избежать которого можно путем своевременного выяснения суммы задолженности и заключения с муниципальным собственником соглашения о рассрочке оплаты долга.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Квартплата по-соседски

Решение с далеко идущими последствиями принял Верховный суд. Он «поддержал» иск простой пенсионерки, которая просила снизить ее квартплату, посчитав, что с нее незаконно берут слишком много.

А еще женщина потребовала вернуть ей переплаченные деньги. С похожей ситуацией наверняка сталкиваются сотни тысяч наших граждан, которые живут в муниципальных квартирах.

Если в стране найдется человек, у которого ежемесячные квитанции на оплату услуг ЖКХ вызывают исключительно положительные эмоции, то это либо пациент психиатрической клиники, либо очень состоятельный гражданин, который в принципе не знает, что такое квитки на коммуналку. Подавляющее же большинство наших граждан озабочены постоянным удорожанием тарифов на все — воду, вывоз мусора, ремонт дома и прочее, что входит в перечень квартплаты. А вот пойти и лично разобраться с тарифами отваживаются не все.

Читайте так же:  Заявление на установку пандуса в подъезд

Именно такой смелой оказалась пенсионерка из города Коврова Владимирской области Елена Данилова. Правда, женщине помогал городской прокурор, который подал в суд иск в ее интересах.

Для тех, кто не знает, уточним, что прокуратура может сама обращаться с исками в суд, защищая интересы слабых — детей, пенсионеров и прочих категорий граждан, которые в силу разных, но веских причин не могут это сделать сами. Кстати, прокурору дано право обращаться в суды, как защищая какого-то конкретного человека или группу граждан, так и в интересах «неопределенного круга лиц».

Последнее касается сразу очень многих людей, чьи интересы, с точки зрения органа, надзирающего за законом, могли или уже оказались нарушенными.

Итак, городской прокурор предъявил иски двум управляющим компаниям, которые попеременно обслуживали многоквартирный дом, где в муниципальной квартире и жила Данилова. Обе управляющие компании, сначала одна, а через пару лет другая исправно начисляли пенсионерке плату за техническое обслуживание дома и за его содержание и текущий ремонт.

Обе управляющие компании были выбраны собственниками квартир, как того и требует закон. Расходы за техническое обслуживание управляющие компании и выставляли жильцам. Надо ли говорить, что эти суммы год от года становились все больше.

Прокуратура в городском суде, защищая права пожилой женщины, доказывала, что тарифы на техобслуживание и прочие подобные траты должны платить лишь собственники жилья. Ежегодно руководство города выпускает документ, в котором утверждает подобный тариф для населения за содержание и текущий ремонт жилищного фонда. О каких цифрах идет речь? Поначалу цена от администрации была пять рублей с копейками за квадратный метр площади для многоквартирных домов без лифта и мусоропровода. На следующий год цены от властей подросли и были уже шесть с половиной рублей за метр. А услуги управляющей компании за тот же период поначалу равнялись девяти рублям с копейками, а через год метр оценили в сумму больше десяти рублей. Выходило, что у государства и у управляющих компаний цена одних и тех же работ различалась в два раза. В этой связи прокурор посчитал, что платить увеличенную сумму должны по закону лишь собственники. А это не только владельцы приватизированных квартир, но и администрация, которая владеет муниципальным жильем и сдает его по договору найма гражданам. Все, кто считается по закону нанимателем, уверяла в суде прокуратура, должны платить столько, сколько решила местная власть, а разницу за гражданина обязан вносить собственник — муниципалитет.

Городской суд молча выслушал доводы прокуратуры и все оставил как есть. Следом за ним спустя несколько месяцев областной суд подтвердил, что его нижестоящая организация на доводы прокурора отреагировала правильно и ничего менять не надо.

Местные суды рассудили следующим образом. По Жилищному кодексу ставки за содержание и ремонт жилья, утвержденные главой города, действуют до момента, когда выбран способ управления домом. И после этого выбора все, кто живет в доме — собственники и наниматели, должны платить столько, сколько насчитает управляющая компания. А еще суды в регионе уверены — установленный решением общего собрания размер платы за содержание общего имущества обусловлен тем, что общим имуществом жильцы пользуются одинаково — хоть собственники, хоть наниматели. И нечего упирать на разное правовое положение соседей.

После полных отказов дело пенсионерки из Коврова добралось до Верховного суда. И здесь самые опытные судьи страны, пересмотрев аргументы, выслушав все доводы, сказали, что прокуратура рассудила правильно и грамотно применила закон. А вот решения местных судов надо отменить, так как ими «допущены существенные нарушения норм материального права». Да и оба местных решения «не основаны на законе».

Очень важными можно назвать доводы, которыми руководствовался Верховный суд страны, аргументируя свою позицию. Итак, главный суд сказал следующее.

Выбор способа управления многоквартирным домом является исключительным правом собственников помещений этого дома. А вот наниматели жилых помещений не имеют права выбирать способ управления домом и, соответственно, у них нет права выбора управляющей компании. По Жилищному кодексу условия договора с управляющей компанией на обслуживание многоквартирного дома устанавливаются одинаковыми для всех собственников — и тех, кто голосовал, и тех, кто промолчал. А из этого следует, что договор управления домом заключается лишь с собственником помещения. И это может быть в равной мере как гражданин, так и государство или муниципалитет, проще говоря — наймодатели. Граждане, которым государство или муниципалитет просто дают пожить в своих квартирах, сторонами такого договора не считаются.

Вот что еще важного сказал Верховный суд. Жилье, которое получает человек по договору социального найма, предоставляется людям не за красивые глаза, а за деньги. В эту сумму, которую обязан ежемесячно платить наниматель, официально входит и плата за содержание и наем жилья.

В последнюю включены расходы на услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества. К этому надо прибавить обязанность нанимателя рассчитываться за коммунальные услуги.

Если размер платы нанимателя меньше, чем сумма, которую для дома установила управляющая компания, то разницу должен платить собственник — наймодатель. Это, кстати, сказано и в Жилищном кодексе (часть 4 статьи 155 ЖК). А еще подобное положение закреплено в пункте 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Эти правила утвердило правительство страны 13 августа 2006 года (N 491)

Вот как звучит общий вывод Верховного суда по «делу о коммуналке». Наниматель жилого помещения по договору соцнайма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установили органы местного самоуправления. Причем это правило действует независимо от того, выбран или не выбран собственниками способ управления домом.

Читайте так же:  С чего начать фермерское хозяйство, бизнес план

Наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества здания, установленной для нанимателя местной властью и договором, который подписали собственники, предполагает обязанность для собственника перечислять разницу в цене управляющей компании. Это правило не предусматривает в законодательстве никаких исключений.

Дело о квартплате пенсионерки из Коврова вернули в местные суды, чтобы они пересмотрели свои прежние решения и вынесли новые по тем статьям и пунктам законов, о которых сказал Верховный суд (Определение N 86-Впр 10-9).

Эта победа пожилой женщины может реально помочь всем, кто столкнулся с подобной проблемой. Решение Верховного суда — это прямое указание всем судам, как решать аналогичные дела.

[2]

Можно ли не платить управляющей компании?

Порядок заключения, а равно расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрен ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

Договор заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в письменной или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Стороной договора управления выступают собственники помещений в доме, обладающие более чем 5% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

Как следует из вашего обращения, собственниками, в том числе вами, реализовано право выбора управляющей организации.

Несмотря на указание о необходимости подписания договора с каждым собственником, достаточным является соблюдение простого большинства. При этом взаимные обязательства управляющей организации и собственников возникают для всех, в том числе тех собственников, кто непосредственно не подписал договор, не участвовал при принятии решения общим собранием собственников или голосовал против выбора управляющей организации и заключения с ней договора.

Непредоставление договора управления для подписания при соблюдении указанного выше большинства не прекращает обязанности собственника оплачивать жилищно-коммунальные услуги.

Обращаем ваше внимание, что если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год (ч. 11 ст. 162 ЖК РФ).

Помимо этого, согласно пп. «г» п. 3 Стандарта раскрытия информации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, подлежит раскрытию управляющей организацией информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг. Пункты 18 и 21 Стандарта устанавливают 10-дневный срок для направления ответа заявителю на запрос о раскрытии информации.

Контроль за исполнением Стандарта организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, приказом Министерства регионального развития РФ от 09.04.2012 № 162 возложен на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственный жилищный надзор.

Законом не предусмотрена безусловная возможность собственника отказаться от обязательства несения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, но предоставлено право требовать перерасчета за услугу ненадлежащего качества.

Нормы Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и установления факта оказания услуг ненадлежащего качества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в части определении порядка составления акта носят отсылочный характер. То есть фактически надлежит руководствоваться гл. IX и X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.

Таким образом, при отсутствии информации об объеме и видах оказанных услуг необходимо предпринять меры к ее получению, при предоставлении услуги ненадлежащего качества – составлять акты и требовать перерасчета, а не порождать ситуацию, при которой задолженность с вас будет взыскана в судебном порядке.

По факту нарушения порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению рекомендуем обратиться в Государственную жилищную инспекцию или требовать защиты нарушенного права в судебном порядке.

Сайт о ГИС ЖКХ, ТСЖ и юридических вопросах по недвижимости

За ЖКХ можно не платить на законных основаниях — как избежать последствий

Многие люди обеспокоены стремительным ростом коммунальных тарифов, которые для социально незащищенных слоев населения являются непосильным бременем. При этом им нередко предоставляют услуги довольно низкого качества, за которые можно не платить на вполне законных основаниях.

Можно ли не платить за ЖКХ?

Российские граждане могут не платить за коммунальные услуги только в некоторых случаях. При этом должны быть соблюдены все важные условия, предусмотренные Федеральным законодательством. В противном случае собственникам грозит ответственность.

Последствия не уплаты

Перед тем как принять решение о неуплате счетов за коммунальные услуги, граждане должны узнать, что их может ожидать.

Для собственника

К собственнику квартиры, который имеет заложенность за коммунальные услуги, будут применены следующие виды взыскания:

  • пеня за каждый день просрочки;
  • ограничения или полное приостановление оказания услуг, за которые числится задолженность;
  • подача иска в суд для принудительного взыскания долга;
  • арест на имущество и текущие банковские счета;
  • выселение в другое помещение, в котором норма жилплощади на человека не менее 6 кв. м, — если гражданин занимает жилплощадь по договору социального найма.

Внимание! Если у физического лица отсутствует другое жилье, то его не имеют права выселить.

Если у владельца квартиры накопится большая задолженность за коммунальные услуги, то ему могут отказать в проведении ремонта и обслуживания. Он сможет вызвать мастера из жилищной конторы только в том случае, если возникнет аварийная ситуация и имуществу соседей будет угрожать опасность.

За какие услуги можно не платить?

Граждане могут уменьшить размер платы за следующие коммунальные услуги:

Внимание! За вышеперечисленные услуги физические лица могут не платить только в двух случаях: при временном отсутствии в жилье (более 5 суток) и при некачественном оказании услуг конторой.

Читайте так же:  Можно ли забрать документы из автошколы
Видео (кликните для воспроизведения).

Пошаговая инструкция, как не платить за ЖКХ

Не платить за коммунальные услуги можно несколькими законными способами. При этом собственнику квартиры удастся избежать финансовых последствий в виде штрафных санкций и пеней.

Путем перерасчета

Собственник квартиры может претендовать на перерасчет в том случае, если документально подтвердит свое временное отсутствие либо докажет, что предоставленные услуги были некачественными.

Перерасчету не подлежат:

  • телефон,
  • отопление,
  • радиоточка,
  • содержание и ремонт жилого фонда,
  • общая антенна.

Внимание! Перерасчет может быть осуществлен только в отношении тех жилых помещений, в которых не установлены индивидуальные приборы учета.

Перерасчет за коммунальные услуги возможет только в следующих ситуациях:

  • жилец отсутствовал более 5 календарных дней;
  • заявление подано не позднее 30 календарных дней с момента прибытия временно отсутствовавшего жильца;
  • в жилищную контору поданы документы, подтверждающие факт отсутствия жильца.

При некачественном оказании услуг

Если собственник жилого помещения заметит, что ему предоставляются некачественные услуги, за которые он отказывается платить, то в этом случае ему нужно действовать по плану:

  1. Пишется заявление в жилищную контору с требованием направить по его адресу сотрудника. В документе следует указать период, в течение которого должен прибыть представитель КС (обычно двое суток). Заявление подается в двух экземплярах — один остается в конторе, а второй забирает собственник жилья с соответствующей пометкой о принятии.
  2. Составляется претензия, в которой указываются все выявленные нарушения и сроки, в течение которых жилищная контора должна их устранить. Указывается требование о перерасчете коммунальных услуг.
  3. Приглашаются несколько свидетелей, которые в доме заявителя подпишутся под претензией — если представитель КС не явился по вызову и контора отказалась подписывать претензию.
  4. Составляется исковое заявление, к которому прилагаются копии всех собранных за это время документов. Бумага подается в суд. Также можно обратиться с жалобой в комиссию по защите прав потребителей.

При временном непроживании в жилье

Если гражданин временно не проживает в своей квартире, он должен уведомить об этом жилищную контору, которая осуществляет обслуживание дома. Это необходимо сделать в письменном виде, путем подачи заявления. В нем следует указать приблизительно такую формулировку: «Прошу прекратить начисление коммунальных услуг с … по …, в связи с моим временным отсутствием по указанному адресу». Гражданину придется документально подтвердить факт своего отсутствия.

Внимание! Если физическое лицо не подаст заявление в жилищную контору, то ему на законных основаниях будут начисляться ежемесячные коммунальные платежи.

Сегодня существует несколько законных способов, позволяющих людям не платить за коммунальные услуги. Чтобы ими воспользоваться, необходимо выполнить ряд условий и собрать определенные документы. При этом следует помнить, что безосновательный отказ от выполнения финансовых обязательств перед жилищной конторой может привести к серьезным последствиям.

В этом видео юрист расскажет о том, как сэкономить на коммунальных платежах и не платить лишнего:

Квартплата: содержание и ремонт жилья

Как я уже писал в предыдущей статье, квартплата состоит из двух частей — плата за коммунальные услуги и содержание и ремонт жилого дома.

Именно эта часть вызывает много споров, особенно от собственников жилья. Почему то многие из них считают, что покупая или приватизируя квартиру, они тем самым освобождаются от уплаты за текущий ремонт дома, внутренних инженерных сетей, вывоз мусора и некоторые другие виды работ, которые нужны для того, чтобы дом простоял много лет и все его системы работали исправно.

С этой целью выдвигаются различные теории типа того, что при покупке никто не сдавал инженерные системы или стены и крышу дома им по акту, значит, они не несут за них оветственность и не обязаны платить за исправность.

Должен сказать, что при проведении приватизации опасность такого подхода высказывали многие наши «младореформаторы», и предлагали разные варианты приватизации, типа — нужно приватизировать дома целиком, а там пусть владелец дома разбирается, как его обслуживать и что делать с жильцами, которые не будут платить.

Другой вариант предполагал отдельную приватизацию квартир и отдельно — ролностью общедомовой собственности отдельному собственнику, который и будет ее содержать и брать за это деньги с владельцев квартир.

Оба эти варианта грозили бесконтрольным ростом стоимости услуг, на которые не могли бы уже повлиять ни местные власти, ни владельцы жилья — собственность то частная, и владельцы сами вправе устанавливать стоимость ее использования, и в результате ростом конфликтных ситуаций в результате невозможности оплаты за услуги при таких ценах, и в результате — выселением людей из жилья за неуплату.

Поэтому и был выбран вариант, когда, приобретая квартиру любым путем, человек приобретает также долю (часть) права на собственность в имуществе многоквартирного дома, с тем, чтобы никто не мог ему запретить пользоваться этим имуществом, и чтобы он мог тв какой то степени влиять на размер стоимости его обслуживания.

У многих вызывает смущение понятие «доля в праве на собственность» — как это может быть доля в праве на что-то, а не право на долю в чем-то, отсюда и проистекают многие недоразумения. Однако, все почему то не удивляются понятию «полное право на собственность» , а раз есть полное право, значит есть и неполное право на что -то , то есть, часть (доля) этого самого полного права,которая и называется доля в праве на собственность имущества многоквартирного дома. Полностью я это описывал в одной из предыдущих статей, находящихся в блоге сообщества и у меня в блоге.

Вернемся к самой оплате обслуживания жилья. Обычно оно состоит из затрат на текущий ремонт дома (устранение повреждений, влияющих на целостность стен и несущих конструкций дома,кровли, входных дверей подьезды и так далее), текущего ремонта инженерных сетей (внутидомовые, до границы квартир, сети сантехники, газоснабжения , электроснабжения и отопления), различных специальных мероприятий (дератизация, дезинфекция и так далее), обслуживания внутридомовых территорий и устройств (уборщицы, косьержи, системы пожаротушения, обслуживание мусоропроводов и тк далее), плата за лифты, плата за содержание и обслуживание двора или придомовой территории (дворники, где есть — садовники).

Читайте так же:  Мыть ли машину перед постановкой на учет

Особое положение здесь у вывоза мусора (обычно идет как пункт «содержание контейнеров под ТБО и их вывоз»). Практически, этот пункт должен быть коммунальной услугой, по типу канализации, так как если там идет речь об удалении жидких отходов, то в данном пункте идет речь о твердых.

Однако, очень трудно замерить обьем этой услуги, хотя в советское время плата за уборку мусора зависела от количества прописанных в квартире .

Поэтому пока этот пункт включен обычно в обслуживание двора (обычно пишут — в том числе содержание контейнеров и вывоз ТБО), хотя в планах Минстроя было включить его в коммунальные услуги в 2016 году, пока , по имеющимся сведениям, это отложили на 2017 год.

Как начисляется размер оплаты за содержание жилья и ремонт?

Согласно действующему законодательству, возможно два варианта установления расценок. Первый вариант(применяется в основном в ТСЖ) — правление ТСЖ решает, как будет обслуживаться дом — собственным персоналом, или привлеченной организацией, рассматривает обьем требуемых услуг, на основе полученных сведений составляет их перечень и расценки на эти услуги. Этот перечень выносится на общее собрание жильцов, где обсуждается,

в него вносятся при необходимости поправки, и затем он ставится на голосование

. Голосование ведется с учетом доли каждого присутствующего в праве собственности на общее имущество МКД, а не по количеству проголосовавших.

Если при голосовании будет набрано 2/3 доли и более, перечено и расценки считаются утвержденными. Таким образом, осуществляется право собственников на управление своим имуществом. Важно учесть, что ни правление ТСЖ, ни собрание не могут пересматривать тарифы на коммунальные услуги.

Несколько по другому выглядит этот процесс в случае, если для обслуживания дома привлекается управляющая компания. В этом случае местными властями проводится конкурс на подбор управляющей компании для определенного микрорайона или нескольких микрорайонов, которая затем должна провести собрания в каждом доме с той же целью, что и в ТСЖ, и утвердить перечень работ и расценки, и заключить договора с жильцами на обслуживание домов.

До заключения таких договоров УК могут работать по расценкам, установленным местными властями, их же могут применять и в случае невозможности провести такие собрание.

На практике УК собрания проводят редко, так как практически невозможно собрать собственников всех домов даже одного микрорайона, в результате чего пользуются установленными или согласованными с местными властями расценками. Однако, в любом случае у них на руках длжен быть один из трех документов — либо пртокол проведенного собрания с результатами голосования по утверждению расценок, либо протокол собрания , на которм владельцы собственности проголосовали за применение расценок, утвержденных муниципалитетом, либо договор с каждым владельцем квартиры, в котором он соглашается платить по расценкам муниципалитета. На практике обычно используют последний способ.

Кроме того, в двух последних случаях в УК должен быть перечень услуг по обслуживанию жилдомов с расценками, утвержденный местными властями.

Порядок и правила содержания общего имущества многоквартирного дома, и устновления платы за содержание и ремонт жилья установлены Жилищным кодексом РФ, статья 39,155, 156, 45, 46 и Правилами, установленными Постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 4911.

Что такое «содержание жилья» в квитанции?

Наверное, каждому владельцу квартиры, получающему квитанции ЖКХ, хочется понять, за какие услуги он платит. К примеру, графа «содержание жилья» включает в себя множество услуг.

Давайте вместе разберёмся, что входит в содержание жилья в квитанции по оплате ЖКХ, нужно ли за это платить и как рассчитываются тарифы.

Что такое содержание жилья?

Это комплексная услуга, включающая множество видов работ по содержанию общего имущества МКД, техобслуживания общих коммуникаций, которые выполняются на протяжении всего жизненного цикла здания постоянно или периодически в соответствии с нормативными документами.

Если говорить простыми словами, содержания жилья — это мероприятия по уходу за многоквартирным домом и прилегающей к нему территории, которые возлагаются на управляющие компании.

Законодательная база

Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.06 г. урегулирован порядок содержания общего имущества МКД. Кроме того, на деятельность коммунальных и других служб распространяются нормы ст. 154 Жилищного кодекса РФ. В кодексе прописано, что входит в содержание жилья многоквартирного дома.

[1]

В перечень проводимых работ по содержанию жилья МКД включены:

  • технический надзор за состоянием дома и общего имущества;
  • подготовка оборудования и всех технических устройств дома для использования в определённый сезонный период;
  • устранение аварийных ситуаций, поломок и восстановление жизнеобеспечения многоэтажного дома;
  • уборка помещений и мест общего пользования;
  • вывоз мусора с придомовой территории.
  • Также в ст. 154 описаны обязанности собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах, касающиеся оплаты услуг.

    [3]

    Согласно закону, владельцы квартир оплачивают:

    1. Коммунальные услуги. Какие услуги входят в «коммуналку»? Полный перечень услуг приведён в ч. 4 ст. 154 ЖК. Если говорить кратко, то сюда входит оплата за воду, электричество, газ и канализацию.
    2. Капитальный ремонт. Взносы на капремонт рассчитываются в соответствии с графиком и представлены отдельной графой в квитанции. Средства от жильцов поступают в специальный фонд, а оттуда потом финансируется ремонт.
    3. Содержание жилого помещения.

    Какие услуги входят в содержание жилого помещения?

    Услуги, включённые в содержание жилого помещения МКД, можно разбить на следующие группы:

  • Поддержание текущего состояния и мелкий ремонт.
  • Поддержание чистоты и порядка.
  • Устранение возникших неполадок.
  • Ремонт оборудования для безопасности жильцов.
  • Профилактика технического оборудования.
  • Базовая деятельность управляющих компаний состоит в следующем:

    • оказание услуг по управлению МКД;
    • содержание общедомового имущества;
    • организации бесперебойного получения жильцами необходимых ресурсов;
    • поддержание надлежащего уровня санитарного-технического состояния дома.
    Читайте так же:  Можно ли оплатить ценное письмо марками

    Обязанности управляющей компании по содержанию многоквартирного дома можно поделить на 2 категории:

    1. Услуги по эксплуатации дома и проведению мелких ремонтных работ.
    2. Организационно-управленческие услуги.

    Управляющая компания (УК) обязана следить за состоянием объектов общей собственности, таких как:

    • кровля;
    • лифт;
    • чердак;
    • лестница и лестничные площадки;
    • входные двери;
    • окна на площадках;
    • несущие стены;
    • водоотведение;
    • бордюры;
    • придомовая территория;
    • электрическое и другое оборудование;
    • автостоянки, игровые площадки, трансформаторы.

    Обеспечение чистоты и порядка включает такие работы, как:

  • мытье вывесок;
  • монтаж уличных табличек;
  • профилактика и окрашивание решёток, ворот;
  • установка и покраска урн;
  • отгрузка мусора;
  • стрижка зелёных насаждений;
  • уборка игровых и спортивных площадок, придомовой территории; лестничных маршей, лифта.
  • Периодичность выполнения работ следующая:

    1. Постоянно выполняются работы по уборке территории, очистке урн, утилизации мусора.
    2. Сезонные работы включают уборку и полив газонов в весенне-летний период, зимой — уборку снега и наледи, посыпку песком в гололёд.
    3. Уборка в подъездах проводится не менее 1 раза в неделю.

    Кто устанавливает тарифы ЖКХ?

    Что касается оплаты за содержание и ремонт дома, то тут действует политика самоуправления в многоквартирном доме. Если владельцы квартир МКД объединились в товарищество собственников жилья (ТСЖ), то стоимость данной услуги они определяют путём проведения собрания и голосования.

    При этом утверждённой суммы должно хватить на поддержание дома и близлежащей территории в надлежащем состоянии в рамках требований законодательства. Размер тарифа за содержание и ремонт устанавливается на 1 год и более.

    Если многоэтажку обслуживает управляющая компания, то жильцы вправе обсудить тарифы на коммунальные услуги и определить их размер собранием всех собственников. Правда, им придётся учитывать тарифы, предложенные УК. Сборы средств должны проходить в соответствии с предписаниями ст. 45-48 Жилищного кодекса РФ.

    Если собственники на собрании не смогли установить размер платы за содержание и ремонт их дома или даже не собирались для вынесения такого решения, то тариф определяется председателем местного самоуправления (ст. 158 ЖК РФ), который выносит постановление. Тарифы, зафиксированные в постановлении, будут действовать в течение года.

    Стоимость других коммунальных услуг определяется субъектом РФ или уполномоченным органом местного самоуправления. Размеры тарифов устанавливаются в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.

    Региональный стандарт на 2019 г. представляет собой общий тариф, в который входит: отопление, содержание и ремонт; потребление коммунальных услуг жильцами. Эти показатели рассчитываются исходя из размера жилплощади и нормы на 1 человека.

    Тариф за содержание и ремонт МКД рассчитывается на 1 квартиру, стоимость отопления — путём умножения тарифа на 1 кв. м; стоимость коммунальных услуг — на основе нормы потребления одного человека. Нормативная площадь жилья рассчитывается исходя из количества человек.

    Как узнать действующие нормативы? Тарификацию по дому и расчёты можно узнать на сайте Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Эта служба была создана с целью регулирования и контроля тарифов и цен на услуги ЖКХ.

    Здесь предлагается онлайн-калькулятор по расчёту коммунальных платежей для физических и юридических лиц. Если нет доступа к Интернету, то для получения информации можно позвонить по телефону (495) 620-50-69.

    Можно ли не платить за содержание жилья?

    Часть 3 ст. 154 ЖК РФ предусматривает, что собственники жилых помещений обязаны нести расходы по содержанию и ремонту жилья и платить за потребление коммунальных услуг на основании заключённого договора.

    В ст. 162 ЖК РФ указывается, что договор между владельцами и управляющей компанией, ТСЖ, ЖЭКом составляется в 2 экземплярах и скрепляется подписями сторон.

    В условия договора включаются все виды предоставляемых услуг, указываются сроки их исполнения, тариф, порядок внесения оплаты, наличие льгот и ограничений по предоставлению коммунальных услуг.

    Согласно ст. 307 ГК РФ, управляющая компания обязуется предоставить оговоренные услуги, а собственник/наниматель – оплатить их по установленным тарифам.

    Если договор на управление и содержание многоквартирного дома отсутствует, то оснований для оплаты выставленных счетов нет.

    Таким образом, если нет правильно оформленных договорных отношений, то нет нарушения условий договора. В случае отсутствия договорных отношений между сторонами, начисление по оплате в квитанции ЖКХ является незаконным и суд всегда будет на стороне собственника жилья.

    Но когда договор с УК подписан, а гражданин уклоняется от уплаты, то ему начисляется пеня. Помимо того, управляющие компании вывешивают списки неплательщиков на доске объявлений и печатают в местных газетах. УК вправе отключить предоставление коммунальных услуг в случае крупных задолженностей.

    Статьёй 155 ЖК РФ предусмотрено наложение фиксированной пени за неуплату и просрочку оплаты всех видов коммунальных услуг.

    Итак, платить за коммуналку необходимо, однако некоторые жильцы могут сократить расходы на оплату некоторых видов услуг путём отказа от них на общем собрании. Например, можно отказаться от уборки лестничных площадок.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Но в этом случае жильцам придётся убирать подъезды собственными силами. Отказ жильцов от какой-либо услуги обязательно должен быть согласован с сотрудниками управляющей компании или ТСЖ.

    При ненадлежащем качестве предоставления услуг следует обращаться в УК с требованием снизить установленный тариф. Если это не помогло, обращайтесь в Роспотребнадзор, а в дальнейшем – в суд.

    Источники


    1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

    2. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

    3. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
    4. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
    5. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
    Можно ли не платить за содержание жилья
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here