Наказание за административный проступок

Информация по теме в статье: "Наказание за административный проступок". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Глава 3. Административное наказание (ст.ст. 3.1 — 3.14)

Глава 3. Административное наказание


См. схему «Административное наказание»

>
Цели административного наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Виды административных наказаний

Какой акт устанавливает виды административных наказаний

Применение административного наказания имеет свои цели и задачи. Это не только мера ответственности за совершенный проступок. Но и пресечение совершения правонарушений в дальнейшем. Поэтому законодатель закрепляет виды административных наказаний только в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Однако некоторые составы административных правонарушений, а, значит, и административные наказания, могут содержать законы субъекта РФ. И их виды ограничил КоАП РФ. Это только штраф или предупреждение. Все остальные наказания как ответственность устанавливает только КоАП РФ.

Виды административных наказаний, которые применяются для граждан и организаций

Следующие виды административных наказаний может устанавливать законодатель как меру ответственности:

  • предупреждение
  • штраф
  • конфискация, но только предмета правонарушения или орудия совершения его
  • лишение специального права
  • административный арест
  • выдворение за пределы РФ (только для иностранных граждан и лиц без гражданства)
  • дисквалификация
  • приостановление деятельности
  • обязательные работы
  • запрет посещения мест проведения официальных спортивных соревнований (в дни их проведения)

Все эти виды наказаний применяются к физическим лицам. Гражданам, должностным лицам, руководителям организаций. В отношении юридического лица устанавливают такие виды, как: предупреждение, штраф, конфискация, приостановление деятельности. Размеры штрафов, к примеру, для граждан, должностных лиц и организаций значительно разнятся.

Особенности имеют виды наказания для индивидуального предпринимателя. Этот субъект ответственности часто несет такую же ответственность как и юридическое лицо. К примеру, при совершении правонарушений по гл. 18 КоАП РФ и гл. 14 КоАП РФ. Иногда – он самостоятельный специальный субъект (ст. 14.1. КоАП РФ). А иногда для него предусматривают вид наказания, как для должностного лица. Здесь внимательно следует читать примечания к статье (главе).

Как выбирается наказание

Назначение административных наказаний имеет свои особенности. И выбор осуществляет должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело или суд (глава 23 КоАП РФ). Выбор вида наказания он оформит постановлением. Протокол об административном правонарушении не содержит указания на наказание. Поскольку он только фиксирует каждый элемент состава нарушения.

Нарушение общих правил назначения станет веским поводом для подачи жалобы. И обратим внимание, административное задержание, доставление, досмотр, направление на освидетельствование и т.п. не являются наказанием. Это меры обеспечения. Гражданин вправе обжаловать их применение. На их применение указывают либо специальные протоколы (протокол об административном задержании). Либо специальная пометка включается в текст протокола об административном правонарушении.

Конкретные виды административных наказаний устанавливает статья Особенной части Кодекса. Сначала в ней идет описание правонарушения (какие действия и бездействия), а затем ответственность. Есть наказания дополнительные и основные. Об этом мы разместили информацию в статье “административное наказание“. Как и об остальных общих принципах выбора ответственности.

Отдельные виды административных наказаний

Большинство граждан удивляются разнообразию видов наказаний. Ведь наиболее часто сотрудник применяет административный штраф. И гражданин видит квитанцию и оплачивает. Иные виды наказаний представляют собой:

Минимальный и максимальный размер административного штрафа

Административный штраф — это особая мера наказания за нарушение законодательства, которая выражается во взыскании денежных средств в доход государства с гражданина, компании или должностного лица. Такую меру используют для предупреждения повторного совершения правонарушений одним и тем же лицом или для отказа от нарушения закона другими лицами.

Какие штрафы относятся к административным?

К административным относятся штрафы, применяемые при нарушениях норм антимонопольного, трудового, земельного, семейного, жилищного, таможенного, налогового законодательства, закона о правах потребителей и других отраслей права.

При определении суммы учитываются следующие факторы:

  • характер деяния и созданные им последствия;
  • аналогичные нарушения закона, если лицо привлекалось за них ранее к ответственности;
  • субъект, которым было совершено нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо). В зависимости от субъекта налагают различные меры наказания и взыскиваемые суммы существенно отличаются.

Важно! Штраф за проступок может применяться не только как отдельное наказание, но и как часть других санкций. Например, за управление машиной в пьяном виде (в 2018 году действует норма допустимого уровня содержания алкоголя в крови, равная 0,16 мг этилового спирта на 1 л воздуха, выдыхаемого человеком) водителя могут не только оштрафовать, но и изъять у него права. Другой пример: в случае несоблюдения предприятием экологических норм, норм по охране труда на него может налагаться взыскание одновременно с приостановлением деятельности.

Каковы минимальные и максимальные суммы штрафов?

При наложении денежных санкций с гражданина взыскивается определённая сумма, которая начисляется в доход государства. Она устанавливается в соответствии со следующими показателями:

  • Минимальным размером оплаты труда (районные коэффициенты не учитываются), который устанавливается законом на момент окончания правонарушения или на момент его пресечения.
  • Стоимостью предмета на момент окончания противоправных действий или на момент их пресечения.
  • Суммой неуплаченных налоговых платежей или сборов, которые должны быть уплачены на момент окончания незаконных действий или на момент их пресечения, или же суммой валютной операции, совершённой в нарушение закона.

Штрафные санкции за нарушения законодательства об экологической экспертизе

Размер санкций не должен превышать:

  • 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для физлиц;
  • 50 МРОТ для должностных лиц;
  • 1000 МРОТ для компаний любой формы собственности.

В отдельных случаях при совершении проступка суммы денежного наказания могут быть следующими:

  • Не более пяти тысяч рублей для физлиц. Исключение составляют статьи, в соответствии с которыми предусматривается больший размер штрафа. Например, за нарушение гражданином права на свободу совести другого физического лица. В этом случае штрафовать могут на 30 тыс. руб.
  • 50 тысяч руб. — максимальный размер штрафа за административные правонарушения для должностных лиц. Исключение составляют составы правонарушений, где предусматривается большая сумма. Например, за нарушение запретов на проведение работ вблизи прохождения магистральных трубопроводов. В этом случае наказание может составить 800 тыс. руб.
  • Более 1 миллиона руб. — максимальные штрафные санкции для юрлиц. Исключение составляют статьи, где предусматривается иная сумма. Например, при бездействии компании, совершившей правонарушение, посягающее на объекты культурного наследия, которые представляют особую ценность. В данном случае предусматривается наказание до 60 миллионов руб.
Читайте так же:  Как повысить посещаемость в детском саду

Важно! Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ. Эта норма одинакова для жителей Москвы и других физических лиц (в том числе иностранцев), находящихся и проживающих на территории России.

Что учитывается при выборе наказания?

Согласно ст. 4.1 Административного кодекса при назначении наказания для физического лица учитываются следующие факторы:

  • Характер правонарушения, совершенного виновным лицом, то есть учитываются опасность и последствия совершенного проступка.
  • Личность виновного. Размер денежных взысканий зависит от того, как ведет себя нарушитель: за хамство, угрозы в адрес граждан, находящихся при исполнении служебных обязанностей, наказание будет большим, а вежливое поведение человека, совершившего проступок, осознание им собственной вины будут приняты во внимание при определении меры ответственности.
  • Отсутствие ранее в действиях состава административного проступка, подлежащего реальному наказанию.
  • Материальное положение. В случае сложного финансового положения нарушителю могут назначить меньшую из возможных санкций.
  • Смягчающие (например, болезнь, несовершеннолетние дети) и отягчающие (например, алкогольное опьянение или хулиганские действия) обстоятельства.

Беременность относится к смягчающим обстоятельствам

Минимальные размеры административных штрафов в РФ

В РФ установлены новые минимальные размеры штрафов за административные правонарушения, которые составляют:

[3]

  • 500 руб. для физлиц;
  • 25 тыс. руб. для юрлиц;
  • 5 тыс. руб. для должностных лиц.

Обратите внимание! В отдельных случаях судьи имеют право снизить минимальную сумму денежного взыскания для физлиц и компаний.

Возможность снижения штрафов

Суды и органы, рассматривающие административные дела, в соответствии со статьёй 4.1 КоАП имеют право при наличии исключительных обстоятельств снижать суммы денежных взысканий в зависимости от характера проступка и его последствий для общества, материального положения и личности физического лица до менее чем минимального, если в соответствии с санкцией статьи минимумом является 10 и более тысяч рублей. В этой ситуации взыскание не может быть меньшим 50% от минимума (то есть не менее 5 тыс. рублей).

Для должностного лица эта планка тоже может быть снижена на 50% от минимума при оплате им штрафа от 50 тысяч рублей. Для юридических лиц в исключительных случаях суд может пойти навстречу и снизить сумму на 50% от минимума, если минимумом будет наказание в размере 100 тысяч рублей.

Если же денежное наказание было назначено в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ без составления протокола, то оно должно быть минимальным.

Максимальный размер штрафа

Если было совершено более серьёзное правонарушение в валютной, таможенной (контрабанда) или другой сфере, то для физических лиц максимальная планка увеличивается до 200 минимальных размеров зарплаты, а для юридических —5000 МРОТ.

Обратите внимание! Если было совершено нарушение закона, связанное с налогообложением, то сумма взыскания может равняться общей сумме неуплаченных в казну налогов.

Взыскание по максимуму

Какие санкции предусматриваются при совершении повторных нарушений?

Правонарушение, совершённое во второй раз в течение года, считается повторным. При этом ранее совершённый проступок должен быть не каким-либо другим, а административным. При повторном совершении аналогичного проступка это служит отягчающим обстоятельством при определении меры наказания в случае привлечения лица к ответственности ранее и не истечении после этого проступка срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ.

За правонарушение, совершённое повторно, предусматривается более суровое наказание в виде большей суммы, которая в два раза увеличена по сравнению со взысканием, наложенным в первый раз.

Если, например, один и тот же человек был задержан за рулём в пьяном виде повторно во время движения автомобиля, то он должен будет заплатить уже в доход государства 50 тысяч вместо 30 тысяч за первое нарушение. Кроме этого, его могут лишить прав на управление машиной уже не на 4–6 месяцев, а на 3 года. Но и это еще не все: при повторном нарушении ПДД и управлении автомобилем в нетрезвом состоянии водителя могут привлечь ещё и к уголовной ответственности сроком до 2 лет, или к принудительным работам до 480 часов, или же наложить на него штраф в размере от 200 до 300 тыс. рублей.

Таким образом, закон устанавливает минимальный и максимальный предел административных денежных взысканий для физических, юридических и должностных лиц. Органы, рассматривающие административные проступки, не могут выходить за максимальные пределы, но по своему усмотрению в исключительных случаях могут уменьшать размеры штрафов на 50% от низшего предела.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. Анализ правил ст. 3.2 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) они исчерпывающим образом устанавливают перечень видов административного наказания;

2) административные наказания (указанные в ч. 1 ст. 3.2) могут устанавливаться только за административные правонарушения. Совершение других проступков не может повлечь административного наказания. Так, совершение:

— дисциплинарных проступков влечет применение мер дисциплинарного взыскания (т.е. замечание, выговор, увольнение, ст. 192 ТК);

— преступлений влечет применение тех или иных видов уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.п.), указанных в ст. 44 УК;

— налоговых правонарушений влечет применение налоговых санкций (ст. 114 НК).

Нарушение норм ГК влечет применение пеней, неустоек, штрафов, необходимость возмещения убытков и т.д. См. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005;

3) административные наказания применяются лишь постольку, поскольку будет установлен состав административного правонарушения (см. коммент. к ст. 2.1). Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения (т.е. субъекта или объекта, субъективной или объективной стороны) исключает возможность применения административного наказания;

4) административное наказание может назначаться как физическому, так и юридическому лицу (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

2. Видами административного наказания являются:

1) предупреждение, т.е. официальное порицание лица, которое выносится в письменной форме (см. об этом коммент. к ст. 3.4);

2) административный штраф, т.е. денежное взыскание, которое до 08.07.07 обычно выражалось в величине, кратной нескольким МРОТ, а после 08.08.07 — в определенной сумме в рублях (см. коммент. к ст. 3.5);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное изъятие и последующая реализация упомянутого имущества с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов, указанных в ст. 3.6 (см. коммент. к ней);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное и безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (см. коммент. к ст. 3.7);

5) лишение специального права и документов, удостоверяющих это право (например, водительского удостоверения, охотничьего билета), т.е. прекращение возможности пользоваться ранее предоставленным правом (см. коммент. к ст. 3.8);

Читайте так же:  Порядок приема заявления о преступлении

6) административный арест, т.е. содержание лица в изоляции от общества на определенный срок (см. коммент. к ст. 3.9);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации. Оно может быть применено только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (см. коммент. к ст. 3.10);

8) дисквалификация, т.е. лишение физического лица прав занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в другие руководящие его органы и т.д. (см. коммент. к ст. 3.11);

9) административное приостановление деятельности. Данный вид наказания введен Законом N 45 и применяется только к ЮЛ и ИП (см. коммент. к ст. 3.12)

3. Нормы ч. 2 ст. 3.2 предусматривают, что в отношении юридического лица могут быть применены лишь следующие виды административного наказания:

— предупреждение (в письменной форме);

— административный штраф (в более высоких размерах, чем в отношении физического лица, см. ст. 3.5);

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— административное приостановление деятельности.

Упомянутые выше административные наказания применяются лишь с учетом правил ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 (см. коммент. к ним).

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 3.2, нужно учесть, что они:

1) позволяют разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по вопросу об установлении административного наказания;

2) императивно предусматривают, что только Российская Федерация устанавливает следующие виды административных наказаний:

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— конфискацию орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— лишение специального права;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации;

— административное приостановление деятельности;

3) исходят из того, что иные виды административного наказания (а именно предупреждение и административный штраф) могут быть установлены и законами субъектов Российской Федерации;

4) исходят из того, что Российская Федерация реализует свои полномочия в установлении видов административного наказания только путем введения соответствующих норм в КоАП.

В то же время, если в соответствии с нормами международного договора или международного права (действующих для Российской Федерации) предусмотрены другие виды административного наказания, то они подлежат применению (см. коммент. к ст. 1.1).

3. Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание — это установленная государ­ством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совер­шения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нару­шенного права.

Административное право, предусматривая основания привле­чения юридических лиц к ответственности, применяет к ним ограниченные виды наказаний. Закрепление отдельных видов в системе административного наказания обусловлено их характером, значением и пределами применения.

1. Предупреждение — это мера административного наказа­ния, выражающаяся в официальном порицании физического или юридического лица. Оно выносится только в письменной форме должностным лицом или органом, имеющим право привлекать к административной ответственности виновное в совер­шении административного правонарушения лицо.

2. Административный штраф — это принудительное денеж­ное взыскание с виновного в административном правонаруше­нии лица.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — это вид принудитель­ного изъятия и последующий реализации с передачей бывшему собственнику имущества вырученной суммы за вычетом расхо­дов на его изъятие и реализацию. В правовой литературе данный вид наказания определен как реквизиция. Он назначается только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

4. Конфискация орудия или предмета совершения адми­нистративного правонарушения — это принудительное, безвоз­мездное обращение в федеральную собственность или собствен­ность субъекта Российской Федерации не изъятых из граждан­ского оборота вещей (данный перечень установлен законодатель­ством Российской Федерации). Конфискация производится толь­ко по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

5. Лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу. Лишение физического лица, совершившего ад­министративное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения от одного месяца до трех лет. Данное наказание назначается по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении:

а) охотников, для которых охота является основным и за­конным источником средств существования;

б) инвалидов, пользующихся специальным автотранспортом (кроме как за деяния, предусмотренные уголовным зако­нодательством) .

6. Административный арест. Это наказание заключается в принудительных условиях изоляции нарушителя от общества. Оно назначается по постановлению суда. Гуманность данного наказания осуществляется в том, что оно не применяется:

а) к беременным женщинам;

б) к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадца­ти лет;

Видео (кликните для воспроизведения).

в) к лицам до восемнадцати лет;

г) к инвалидам первой и второй групп.

е) гражданам, призванным на военные сборы,

ж) лицам имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граждан­ства — это принудительное и контролируемое перемещение толь­ко иностранных граждан или лиц без гражданства через госу­дарственную границу Российской Федерации за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации, контролируемый самостоятельный выезд за пределы из Российской Федерации. Данное наказание назначается по постановлению суда или должностных лиц. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

8. Дисквалификация. Это наказание предусматривает при­нудительное лишение физического лица права занимать руко­водящие должности в исполнительном органе управления юри­дического лица, в совете директоров, наблюдательном совете, осуществлять предпринимательскую деятельность, являться ар­битражным управляющим итак далее. Данное наказание назначается по постановлению суда. Срок наказания от шести месяцев до трех лет.

При назначении любого из вышеперечисленных административных наказаний учитывает­ся характер совершенного правонарушения, личность виновно­го и его имущественное положение, обстоятельства, смягчаю­щие или отягчающие административную ответственность, и так далее.

Административное право вводит элемент принципа закон­ности. То есть никто не может нести административную ответ­ственность дважды, за одно и то же административное правона­рушение.

Административное право устанавливает порядок давности привлечения к административной ответственности, то есть определяет срок, в течение которого виновное, в совершении ад­министративного правонарушения лицо должно быть привле­чено к административной ответственности. Общий срок уста­новлен в течение двух месяцев, а за административные право­нарушения, посягающие на интересы государства или средств массовой информации, а равно на защиту прав потребителей, в течение года. Данные сроки начинают течь с момента соверше­ния административного правонарушения либо с момента, когда о нем стало известно.

Читайте так же:  Как узнать когда на пенсию по вредности

ГИА по обществознанию

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Источниками российского административного права наряду с Конституцией РФ являются: международные правовые акты, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), федеральные законы; законодательные акты субъектов РФ; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы и инструкции министерств и ведомств; акты руководителей аппаратов Государственной Думы и другие.

Нормы административного права включают правила организации государственных органов, разъясняют обязанности и права этих органов и их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану общественного порядка.

Административные правоотношения — правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «руководство-подчинение».

Административное принуждениевыступает как часть государственного принуждения вместе с уголовным, дисциплинарным, гражданским и представляет собой психическое, физическое, экономическое воздействие на сознание и поведение людей, применяемое в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.

Административное принуждение применяют такие органы, как суды, административные комиссии, различные инспекции, органы милиции и т. д.

Административное правонарушение — противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое будет установлена административная ответственность.

Виды административных правонарушений:

  • посягающие на права граждан;
  • посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
  • в области охраны собственности;
  • в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
  • в промышленности, строительстве и энергетике;
  • на транспорте;
  • в области дорожного движения;
  • проступки в области связи и информации, в области предпринимательской деятельности;
  • правонарушения против порядка управления;
  • правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  • правонарушения в области воинского учета.

Административная ответственность — применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания.

К административной ответственности могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане с 16 лет, должностные лица, индивидуальные предприниматели), юридические лица, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане (в соответствии с дисциплинарными воинскими уставами); сотрудники органов внутренних дел (в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в данных органах); иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения.

Виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

  • доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения);
  • административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении). Срок административного задержания не должен превышать 3 часа, в отдельных случаях 48 часов.
  • личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
  • изъятие вещей и документов(допускается изъятие вещей и документов, которые явились орудием совершения правонарушения и служат доказательством совершения правонарушения).
  • отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида.
  • медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
  • задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
  • привод.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны; если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:

  • судьи районных (городских) судов, мировые судьи;
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • органы внутренних дел (полиция);
  • органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • налоговые органы, органы налоговой полиции;
  • органы, ответственные за исполнение федерального бюджета;
  • федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;
  • органы и войска пограничной службы;
  • органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры);
  • военные комиссары;
  • административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производствопо делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания. Свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагогаили психолога, в случае необходимости — в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

[1]

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Марка машины по номеру автомобиля найти

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде:

  • объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  • разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  • если необходимо, выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;
  • выносится постановление по делу.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:в вышестоящий суд; в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; в районный суд по месту рассмотрения дела — в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест. 1

Какое наказание можно понести за административное правонарушение

Размер и вид наказания за конкретное правонарушение определяют исключительно в пределах, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом смягчающие и отягчающие обстоятельства могут повлиять на изменение вида и размера наказания, но только в пределах, установленных статьей.

Большинство правонарушений карается штрафом, однако закон предусматривает и иные виды наказаний. Также помимо основного наказания может быть назначено дополнительное (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

Уклонение от исполнения наказания (в т. ч. от уплаты штрафа) само по себе является правонарушением, предусмотренным статьей 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. То есть за уклонение можно понести дополнительное наказание.

Основные виды административного наказания

За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания из тех, что указаны в статье Кодекса РФ об административных правонарушениях или регионального закона об административной ответственности (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

К основным видам наказания относятся следующие.

Для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • предупреждение,
  • административный штраф,
  • административное приостановление деятельности.

Только для физических лиц:

  • лишение специального права,
  • дисквалификация (применяют только к лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ, в т. ч. к предпринимателям),
  • обязательные работы,
  • административный арест.

Предупреждение. Это оформление документа, в котором выражено официальное порицание правонарушителю.

Ограничиться таким наказанием можно, если нарушение:

  • совершено впервые,
  • не повлекло имущественный ущерб,
  • не создало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При одновременном соблюдении этих условий можно рассчитывать на предупреждение.

Однако нередко компетентные органы не учитывают смягчающие обстоятельства, а сразу назначают более строгий вид наказания, например штраф. В таких случаях стоит добиваться изменения вида наказания со штрафа на предупреждение.

Пример из практики: Суд изменил наказание со штрафа на предупреждение, поскольку административный орган не учел смягчающие обстоятельства

Административный штраф. Он предусмотрен практически за все правонарушения и выражается в денежном взыскании.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Закон не дает четкий перечень прав, которых могут лишить. Однако из санкций, установленных за конкретные нарушения, можно сделать вывод, что это:

  • право управления транспортным средством (в т. ч. наземным, водным или воздушным),
  • право на приобретение, хранение и ношение оружия,
  • право осуществлять охоту.

Лишение права назначают, когда лицо грубо или систематически нарушало порядок пользования им.

Срок лишения составляет от одного месяца до трех лет (ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ). При этом лишить права может только суд, никакой иной орган не наделен такими полномочиями (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).

В отдельных случаях это наказание не применяют.

Административный арест. Его назначает только суд в исключительных случаях (ст. 3.9 КоАП РФ).

Он предусматривает изоляцию от общества до 15 суток. Срок административного задержания входит в срок ареста (ч. 3 ст. 3.9, ст. 27.5 КоАП РФ).

В двух случаях арест может длиться до 30 суток:

  • за нарушение требований режима чрезвычайного положения. Такой режим устанавливают Указом Президента РФ в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ О чрезвычайном положении,
  • за нарушение требований правового режима контртеррористической операции.

Такой режим устанавливают в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ О противодействии терроризму.

Арест не применяют в отношении:

  • беременных женщин,
  • женщин с детьми до 14 лет,
  • лиц, не достигших 18 лет,
  • инвалидов I и II групп,
  • военнослужащих,
  • граждан, призванных на военные сборы,
  • имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

Судья обязан проверить, не относится ли привлекаемое лицо к этим категориям (абз. 2 п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Читайте так же:  Стажевый коэффициент для расчета пенсии

Порядок отбывания определен в Федеральном законе от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ О порядке отбывания административного ареста.

Дисквалификация.

Ее назначает только суд, она предусматривает лишение физического лица следующих прав на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ):

  • замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
  • занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет) юридического лица,
  • осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
  • осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ,
  • осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг,
  • осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

Дисквалификацию могут применить к следующим лицам:

  • замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
  • осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,
  • членам совета директоров (наблюдательного совета),
  • индивидуальным предпринимателям,
  • занимающимся частной практикой (например, нотариусам, оценщикам, патентным поверенным, адвокатам, частным детективам, частным охранникам, арбитражным управляющим),
  • сотрудникам многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг,
  • сотрудникам иных организаций, осуществляющих полномочия многофункциональных центров,
  • сотрудникам государственного учреждения, которое оказывает услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровому учету,
  • к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законом.

Такие правила установлены в статье 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное приостановление деятельности. Это временное прекращение:

  • деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков,
  • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
  • отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Назначает такое наказание только суд. Но есть исключение: за правонарушение по части 3 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (грубое нарушение требований промышленной безопасности) назначить наказание могут должностные лица Ростехнадзора.

Такое правило установлено в части 1 статьи 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Срок приостановления деятельности может составлять до 90 суток (п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Обязательные работы. Это выполнение неоплачиваемых общественно полезных работ в свободное от основной работы (службы или учебы) время (ст. 3.13 КоАП РФ). Срок их может составить от 20 до 200 часов, отработка не более 4 часов в день.

Его не применяют к:

  • беременным женщинам,
  • женщинам с детьми до трех лет,
  • инвалидам I и II групп,
  • военнослужащим,
  • гражданам, призванным на военные сборы,
  • имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

Такое наказание назначает только суд.

[2]

Дополнительные виды административного наказания

Такое наказание может стать как самостоятельной санкцией, так и дополнительной к одному из основных наказаний (ч. 2, 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

К дополнительным наказаниям относят следующие.

К физическим и юридическим лицам применяют конфискацию орудия совершения или предмета правонарушения.

Только к физическим лицам применяют:

  • административное выдворение из страны иностранного гражданина или лица без гражданства,
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Орудия это предметы, с помощью которых совершено нарушение, а предметы это объекты, на которые оно направлено. При этом закон не раскрывает эти понятия, их можно вывести из судебной практики.

Конфискацию назначает только суд. Это принудительное безвозмездное обращение в федеральную или региональную собственность указанных вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).

При этом для некоторых категорий вещей установлен особый порядок, отличный от конфискации (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ):

  • имущество, изъятое из оборота, забирают и передают соответствующей организации либо уничтожают,
  • вещи, находящиеся во владении лица на законных основаниях, но подлежащие возвращению их собственнику, изымают и передают последнему. Если собственника установить не удается, имущество обращают в собственность государства,
  • вещи, находящиеся в противоправном владении, изымают и обращают в собственность государства либо уничтожают.

Конституционный суд РФ отметил, что не допускается конфискация орудия правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к ответственности и не признанному виновным в совершении (п. 1 постановления Конституционного суда РФ от 25 апреля 2011 г. № 6-П).

На это также указал Пленум ВАС РФ в пункте 15.2 постановления от 2 июня 2004 г. № 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Пример из практики: Имущество, ставшее орудием правонарушения, не может быть конфисковано, если лицо владеет им на праве аренды, а его собственник другое лицо

Конфискацию охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяют к лицам, для которых охота или рыболовство основные законные источники средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ).

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Это принудительное перенаправление иностранных граждан через государственную границу РФ за ее пределы.

В некоторых случаях таким лицам разрешают контролируемый самостоятельный выезд из страны.

Такое наказание назначает только суд.

Исключение если правонарушение совершено при въезде в страну. В таком случае наказание может назначить и применить сотрудник уполномоченного органа.

Такие правила установлены в статье 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Это временный запрет зрителю на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Назначает только суд на срок от шести месяцев до семи лет.

Основание для такого запрета нарушение правил поведения на мероприятии.

За нарушение этого запрета зрителя могут привлечь к ответственности по части 5 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф и арест.

Такие правила установлены в статье 3.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

Источники


  1. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.

  2. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  3. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
  4. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  5. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
Наказание за административный проступок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here