Отказ в приватизации земельного участка

Информация по теме в статье: "Отказ в приватизации земельного участка". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Как действовать при отказе в приватизации земельного участка

Земельное законодательство предоставляет гражданам право приватизировать участки земли, находящиеся в муниципальной или федеральной собственности. Если в процессе оформления права собственности получен необоснованный отказ в приватизации земельного участка, то владелец надела имеет право добиваться справедливого решения через суд.

Какие участки земли приватизировать невозможно

Заявление на передачу земельного надела в частную собственность может не приниматься уполномоченными органами, если Земельный кодекс ограничивает возможность приватизации при следующих обстоятельствах:

  • приватизируемый участок относится к категории земель, изъятых из оборота;
  • закон запрещает оформление права собственности на конкретные виды земель;
  • территория находится в резерве и будет использована для нужд государства.

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

+7 (499) 350-84-35 — Москва
+7 (812) 309-76-98 — Санкт-Петербург
+7 (800) 555-67-55 доб.636 — Круглосуточная бесплатная линия по все России

Категория изъятых из оборота земельных наделов включает в себя следующие зоны:

Парки и государственные заповедники, исключая территории, которые можно приватизировать в границах природных парков по ст. 95 Земельного кодекса;

  • земли, на которых расположены воинские и стратегические объекты;
  • зоны под предприятиями, относящимися к атомной энергетики;
  • территории, занятые захоронениями;
  • территории, на которых возведены здания, принадлежащие военным судам и учреждениям федеральной службы охраны.

Кроме перечисленных участков, невозможна приватизация земель, имеющих существенное значение на обороноспособность России.

Помимо прямого изъятия земельного оборот существует категория участков, использование которых возможно с ограничениями. Такие территории непозволительно оформлять в частную собственность. К землям, ограниченным в обороте, законодательство относит:

  • территории в границах природных зон, находящихся под охраной государства;
  • зоны, относящиеся к лесному или водному фонду;
  • земельные участки, находящиеся в закрытых АТО (административно-территориальных образований);
  • территории, отведенные под нужды предприятий связи, транспорта, энергетики;
  • зоны с расположенными на них объектами культурного и исторического наследия.

[1]

Отказ в приватизации земли возможен и в том случае, если территория резервируется под государственные или муниципальные нужды. Однако в этом случае резервирование должно быть оформлено в соответствии с действующим регламентом. Помимо решения органа государственной власти о предстоящем резервировании необходимо внесение соответствующей записи в ЕГРП, наличие подробной схемы забронированного участка с четко обозначенными границами и размещение сведений о нем в кадастре недвижимости.

Одной из распространенных причин отказа в передаче земли в собственность является резервация земель местными властями для собственных нужд. При этом порядок оформления бронирования не соблюдается и соответствующего решения не выносится. В таких ситуациях лицо, желающее приватизировать «запретный» участок, может добиться разрешения на оформление собственности в суде.

Следует отметить, что местные исполнительные органы власти могут мотивировать отказ в приватизации земель тем, что на спорном участке планируется строительство энергетических объектов или инженерных коммуникаций. Если возведение подобных сооружений не зафиксировано в генеральном плане застройки, то такой земельный участок (или его часть) не может быть признанным зарезервированным для муниципальных нужд, и его приватизация не может быть запрещена.

При приватизации земельных наделов, находящихся в ограниченном обороте, отказ местной администрации в большинстве случаев подлежит судебному обжалованию. Это объясняется тем, что в Земельном кодексе перечислен закрытый список земель ограниченного оборота. При принятии решении о передаче земельного надела в частную собственность уполномоченные органы обязаны иметь доказательства того, что приватизируемый участок может быть отнесен к категории земель ограниченного оборота.

Если таких документальных подтверждений нет, то отказ в приватизации должен рассматриваться как необоснованный и незаконный и обжаловаться в суде.

Причины отказа в приватизации земельного надела

Если земельный участок, подлежащий приватизации, не подпадает ни под одну из категорий «запретных» для оформления частной собственности земель, но территориальное подразделение Росреестра выносит решение об отказе, то возможны следующие основания:

  • невыполнение владельцем земли формальных требований закона – например, наличие на испрашиваемом участке самовольно возведенных строений либо построек, принадлежащих третьим лицам;
  • наличие разногласий по площади или границам приватизируемого участка.

Подобные основания должны не являются неустранимыми, и для завершения процедуры приватизации заявителю потребуется сформировать пакет документов, который предусматривается в конкретном регионе. Чтобы избежать излишних финансовых и временных затрат, землепользователь должен предварительно составить полный перечень необходимых для приватизации земли документов.

При сборе документации следует максимально внимательно отнестись к достоверности информации, представленной в кадастровом паспорте участка, исключить наличие расхождений между задокументированными и фактическими параметрами земельного надела.

Не предусмотрены действующим земельным законодательством отказы в приватизации земельных участков по следующим причинам:

  • нахождение приватизируемого надела в пределах «красных линий», которыми обозначаются границы зон общего пользования, дорог, земель под трубопроводами или линейно-кабельными сооружениями;
  • вхождение испрашиваемого для оформления в собственность участка в природный комплекс.

Подобные мотивы предоставления отказа не являются законными. Для регистрации права собственности на землю заявитель в обязательном порядке предъявляет актуальный кадастровый паспорт с указанными границами земельного участка. Этот документ подтверждает, что приватизируемый надел не располагается в зоне общего пользования и может быть оформлен в собственность.

Алгоритм действий при получении отказа на приватизацию земельных участков

При получении отрицательного ответа на заявление о передаче земельного участка в частную собственность гражданин имеет право подать жалобу на действие или бездействие уполномоченного органа.

Заявитель вправе выбрать досудебный порядок разрешения земельного конфликта с местной администрацией или обратиться с соответствующим исковым заявлением в судебный орган.

Для того чтобы обжаловать отказ в оформлении права собственность на земельный надел без привлечения судебных органов, землепользователь должен подать заявление-жалобу в территориальный орган Росимущества, в котором должно быть указано:

  • личные данные заявителя и его точный адрес;
  • суть и предмет жалобы с указанием местонахождения земельного участка, в приватизации которого отказано и фамилии ответственного сотрудника уполномоченного органа, подписавшего отказ;
  • персональная подпись заявителя.
Читайте так же:  Что относится к непредвиденным расходам

Закон предусматривает 15 дней на рассмотрение заявления заинтересованного лица, после чего заявителю должен поступить письменный ответ с результатами досудебной проверки правомерности отказа в приватизации. Если землепользователя не удовлетворит решение органов Росимущества, то ему следует подготовить исковое заявление в Арбитражный суд.

Судебное обжалование отказа в приватизации земельного участка возможно в течение трех месяцев с момента получения его заявителем. Исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, включает в себя три части:

  • описательная часть, в которой содержится ссылка на полученный отказ в оформлении права собственности;
  • мотивировочная часть, представляющая все аргументы заявителя;
  • просительная часть с обоснованием своих требований на восстановление нарушенного права.

Вместе с исковым заявлением необходимо передать следующие документы:

  • копия вынесенного отказа;
  • копии искового заявления для предоставления ответчику и для судебного дела;
  • копия документа, подтверждающего право заявителя на пользование земельным участком;
  • копия кадастрового паспорта земельного надела;
  • документ об уплате государственной пошлины или справка, подтверждающая льготу по данному виду бюджетного платежа;
  • при подаче заявления уполномоченным лицом – доверенность, оформленная у нотариуса.

При рассмотрении дел, связанных с законностью отказов органов местной исполнительной власти на оформление земельных наделов в частную собственность, суды принимают во внимание доводы обеих сторон и рассматривают предоставленные аргументы.

Судебная практика по делам, связанным с отказом в приватизации земельного участка, показывает, что в большинстве случаев заявления землепользователей подлежат удовлетворению. Исключение могут составлять те случаи, когда запрет на приватизацию зафиксирован в законодательстве. Кроме того, суд может признать отказ мотивированным в том случае, если заявление на приватизацию надела было подано землепользователем после того, как был утвержден генеральный план развития населенного пункта и на спорном земельном участке планируется возведение городского объекта.

Срок проведения судебной процедуры четко регламентируется законодательством, поэтому в случае нарушения уполномоченным органом права землепользователя на приватизацию участка земли суд может обязать администрацию выдать разрешение на передачу спорного надела в собственность.

Особого рассмотрения требуют отказы, связанные с приватизацией земель в дачных и садоводческих товариществах или участках под имеющимися жилыми домами. Причиной отрицательного решения органов Росреестра в таких случаях чаще всего служит не полностью сформированный пакет документов.

Если такие земельные участки были получены в пользование до вступления в силу Земельного кодекса, то правоустанавливающими документами, необходимыми для приватизации, могут быть всевозможные решения районных и городских советов, акты о передаче участка в пользование, договоры аренды. При отсутствии указанных документов землепользователь автоматически получит отказ в приватизации.

Вопрос о правовой принадлежности земельного участка следует решать в суде, представив все имеющиеся у землепользователя бумаги, сколь старыми бы они ни были. Судебное решение о признании права на спорный земельный надел за гражданином обеспечит успешную приватизацию принадлежащего ему участка.

Остались вопросы?

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

  • +7 (499) 350-84-35 — Москва
  • +7 (812) 309-76-98 — Санкт-Петербург
  • +7 (800) 555-67-55 доб.636 — Круглосуточная бесплатная линия по все России

Рекомендуем к прочтению

Дачная амнистия — что это и как этим пользоваться

Хотя многие россияне слышали о законе, условно называемом «дачная амнистия», что это такое, знают не все. И уж тем более не всем известно, как воспользоваться преимуществами, которые этот закон даёт.

Как получить разрешение на строительство и сколько это стоит

Чтобы построить дом, нужно не только подготовить проект и нанять строительную бригаду. Один из важнейших этапов строительства – получение разрешения на возведение объекта ИЖС.

Раздел земельного участка: грамотное и безопасное прохождение процедуры

Раздел земельного участка и регистрация права собственности на вновь образованные наделы невозможны без соглашения совладельцев общей долевой собственности или судебного решения.

Как приватизировать земельный участок: подробная инструкция

Чтобы приватизировать землю, нужно собрать необходимые документы и соблюсти все формальности. Кроме того, важно разобраться в условиях приватизации.

Обжалование отказа от приватизации земельного участка

К способам приобретения права собственности на землю относится и приватизация земельного участка. Каждый гражданин может воспользоваться этим правом, если ограничения не установлены законом. А если на данном пути возникают препятствия? Тогда есть возможность принудить к совершению сделки. Приватизация земли через суд требует оплаты государственной пошлины за подачу соответствующего искового заявления.

Какие земли нельзя приватизировать?

Необходимо отметить, что приватизации не подлежат земли, изъятые из оборота:

1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной дислокации Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4. объектами федеральной службы безопасности;

5. объектами федеральных органов государственной охраны;

6. объектами для использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7. объектами, для определенных видов деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9. воинскими и гражданскими захоронениями, а также иные земли, имеющие особое значение для безопасности и обороноспособности государства.

Обжалование отказа от приватизации земельных участков

Гражданам, получившим отказ в приватизации земли, необходимо обратиться в Арбитражный суд с исковым заявлением. Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствующее исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Срок для подачи заявления может быть восстановлен судом, только в том случае, если он пропущен по уважительной причине.

Читайте так же:  Как выдать родственникам трудовую книжку умершего работника

Обычно жалоба на действия регистрационного органа состоит из трех частей и обязательного перечня прилагаемых к ней доказательств.

В первой (описательной) части приводится ссылка на отказ в совершении приватизации; вторая (мотивировочная) часть содержит доводы заявителя, а также основания, по которым он считает неверным обжалуемое решение; в просительной (третьей) части обосновывается требование лица, подающего жалобу.

К жалобе, поданной заявителем, необходимо приложить следующие документы:

1. копию обжалуемого отказа;

2. правоустанавливающие документы на землю;

3. документы, подтверждающие оплату государственной пошлины в указанном законом порядке и размере (если жалоба подлежит оплате), либо право на получение льгот по оплате государственной пошлины, или же ходатайство о предоставлении отсрочки для оплаты государственной пошлины (уменьшении ее размера);

4. копии самой жалобы;

Видео (кликните для воспроизведения).

5. доверенность либо иной документ, подтверждающий полномочия на подписание жалобы представителем (при его участии в процессе) и т. д.

Преимущества привлечения юриста для обжалования отказа от приватизации земли

Наша компания, основанная в 1992 году, имеет многолетнюю положительную практику обжалования действий любых государственных органов: при отказе в регистрации права собственности, приватизации, регистрации по месту жительства и т. д. Доверившись нашим специалистам, вы сможете забыть о возможных неприятностях и ошибках, которые, увы, не редкость в процессе рассмотрения жалобы.

Каждое обращение в нашу компанию начинается с бесплатной консультации. В дальнейшее сотрудничество входит комплексный анализ имеющихся документов, оценка возможного исхода дела, а затем следует выработка тактики поведения в суде.

Наш юрист определит подсудность жалобы, грамотно ее составит и подаст в установленный законодателем срок, представит ваши интересы в ходе судебного процесса и не только выиграет дело, но и возьмет под контроль исполнение решения суда.

Стоимость услуг квалифицированного юриста нашей компании — от 30 тысяч рублей. Согласитесь, невысокая цена для уверенной и профессиональной юридической поддержки.

[3]

У Вас есть вопросы? Обратитесь к нашим экспертам и получите бесплатную консультацию!

Получите консультацию юриста по телефону (499) 408-36-53 и (499) 409-06-71 или заполните форму обратной связи !

Персональная консультация это:

правовое заключение специалиста по вашей ситуации; ответы на все вопросы, касающиеся процедуры обращения в суд; рекомендации и советы компетентных юристов.

Обратитесь к нам за защитой своих прав прямо сейчас и получите консультацию юриста бесплатно!

Причины отказа на приватизацию земельных участков

Исходя из аналитических данных, наиболее необоснованные и часто употребляемые основания отказов в осуществлении признания права собственности земельных участков, которые не предусмотрены ЗК РФ, связано с:

Площадь земельного участка

Не редким основанием отказа со стороны уполномоченного органа власти в оформлении права собственности является несоответствие площади земельного участка с площадью объектов недвижимости, планируемых либо уже размещенных на данном участке. Другими словами, по мнению уполномоченного органа, площадь участка земли значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации объектов недвижимости, находящихся либо планируемых на данной земле. Данный случай в соответствии с ЗК РФ не является полноправным основанием для осуществления отказа в признании права собственности. Различные службы, оказывающие консультации по земельным вопросам, помогут Вам и в данном вопросе.

Также необходимо учитывать, что кадастровый паспорт земельного участка является обязательным приложением при обращении с заявлением на оформлении права собственности. Согласно ЗК РФ границы земельных участков, на которые осуществляется признание права собственности, определяется исключительно кадастровым паспортом земельного участка. Однако, если по мнению все того же уполномоченного органа площадь земельного участка превышает площадь, занятую и необходимую для использования объектом недвижимости, то орган власти в соответствии с ЗК РФ вправе инициировать процедуру формирования на оформление права собственности земельного участка и указать новые границы. В частности, согласно положением данного закона органом власти выдается графическое изображение расположения земельного участка уже в новых границах на плане территории. Именно на основании этого документа формируются новые границы участка, на который производится процесс оформления права собственности.

[2]

Получается, что если площадь земельного участка превышает площадь объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке, то оснований для отказа в оформлении права собственности нет, однако орган власти вправе обозначить новые границы, которые при необходимости приведут к уменьшению площади земельного участка. Частные случаи помогут решить консультации по земельным вопросам.

Отказ в приватизации земельного участка

Отказ в приватизации земельного участка – это решение уполномоченного органа по итогам рассмотрения соответствующего заявления.

Содержание статьи:

Внимание: наш адвокат по земельным делам поможет Вам разобраться в процедуре приватизации земельного участка: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сейчас!

Отказ в приватизации земельного участка

Основания такого отказа бывают различным, а сам отказ редко может быть непреодолимым. В любом случае имейте ввиду, что отказ в приватизации участка не может быть необоснованным.

Существуют основания для отказа в приватизации земли, которые необходимо оспаривать в установленном законом порядке. К примеру:

  1. На указанные участок имеют права другие лица.
  2. На земельном участке размещено жилое здание или иной объект капитального строительства (гараж, склад, иное строение).
  3. Расхождения более 10% между указанными заявителем параметрами участка и проектом межевания территории
  4. Территория не отнесена к какой-либо категории земель
  5. Выкуп участка не разрешен заявителю
  6. Площадь участка не соответствует виду разрешенного использования

Для обжалования отказа в приватизации есть два варианта. Обращение в вышестоящий орган, или обращение в суд. Жалоба в вышестоящий или контролирующий орган на решение об отказе в приватизации подается в досудебном порядке. Если спорные моменты при реализации такого порядка обжалования не будут решены, остается только обжаловать отказ в суде. В зависимости от правового статуса заявителя, исковое заявление в порядке обжалования решения государственного органа необходимо направить в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Обжалование отказа в судебном порядке является очень ответственным делом. Необходимо понимать все правовые тонкости как процедуры приватизации, так и процессуальных процедур.

Читайте так же:  Ограничения военнослужащих по контракту

Помощь адвоката в ходе обжалования решения об отказе в приватизации в большинстве случаев является необходимой и помогает избежать дополнительных сложностей, искусственного затягивания процессе обжалования акта в суде и прочих препятствий.

Исковое заявление о приватизации земельного участка

Случаи обращение в суд для приватизации земельного участка довольно нередки.

Как правило, они связаны с незаконным отказом властей в приватизации участка или с другими неоднозначными ситуациями.

Результат решения суда по таким спорам напрямую зависит от выбора способа защиты права, оформления исковых требований и их обоснования. Судом в таких спорах оцениваются не только законность оснований отказа властного органа в приватизации, но и право гражданина на приватизацию указанного участка земли.

Обращение за помощью к адвокату в данном случае бывает необходимой мерой, т. к. вынесенное решение суда по спору о приватизации не позволит обратиться в суд еще раз, не позволит предъявить иные исковые требования и иначе обосновать их.

ПОЛЕЗНО: читайте, как составить исковое заявление с помощью нашего адвоката по ссылке, а также смотрите видео с советами по вопросу:

Исковое заявление о признании права собственности на земельный участок

Для признания право собственности на земельные участок в судебном порядке необходимо будет доказать следующие факты:

Обстоятельства возникновения права собственности, закрепленные в законодательства и их распространение на ситуацию истца

Невозможность зарегистрировать право собственности в установленном порядке (к примеру, в порядке приватизации по причине отказа уполномоченного органа)

В ходе рассмотрения дела судом могут появиться и другие обстоятельства, доказывать которые придется истцу.

Помощь адвоката в оспаривании отказа в приватизации земли

Обратитесь к нашему адвокату по земельным вопросом, чтобы начать решать проблему профессионально и с меньшей потерей времени на процедуру оформления земли в собственность.

Что делать при отказе на приватизацию земельного участка

Приватизация земельных участков, процедура оформления земельных участков в собственность, сегодня очень популярна. Все землепользователи поняли, что земельные участки, находящиеся у них на праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренде или просто пользовании (без документов) необходимо оформлять в собственность для того, чтобы иметь возможность распоряжаться своим недвижимым имуществом.

В Московскую областную земельную компанию обращаются граждане, которым органы местного самоуправления отказали в приватизации используемых земельных участков, ссылаясь на то, что эти граждане ранее (до принятия Земельного кодекса РФ) уже приватизировали другие участки земли.

Следует учитывать, что случаи бесплатной приватизации земли, если они имели место до 25 октября 2001 года, не могут приниматься во внимание, при применении однократности приватизации. Граждане имеют право на бесплатную приватизацию земельных участков, находящихся у них в пользовании, даже если он приобретал землю до введение в действие Земельного кодекса (25 октября 2001 года).

Сегодня новая фишка в органах местного самоуправления при обращении к ним с вопросом приватизации земли. Так гражданин Федорко Н. И. обратился в Администрацию района с просьбой передать ему в собственность земельный участок под жилым домом в деревне. Дом гр. Федорко достался по наследству, а на земельный участок никаких документов не было. В Администрации района, где был расположен дом и земельный участок ему отказали в бесплатной приватизации и предложили оформить земельный участок в аренду. Кстати, кто соглашается и оформляет свои участки под жилыми домами в аренду, наверняка не знают, что стоимость аренды земельного участка в год сейчас значительно поднялась. Так, например, житель Пушкинского района за земельный участок 1500 кв.м. будет платить в год от 100 000 рублей до 300 000 рублей. В других районах цены не меньше, иногда даже больше.

Несколько примеров из практики Московской областной земельной компании.

Гражданка Л. обратилась в администрацию одного из районов Московской области, а администрация отказала в приватизации части приусадебного земельного участка по причине того, что она ранее уже воспользовался своим правом. При изучении документов, юристами Московской областной земельной компании было выявлено, что в 1991 году гражданке Л. в пределах установленных норм было выделено бесплатно в собственность 900 кв. м. земли. Оставшиеся 600 кв. м. Администрация предложила выкупить. Юристы компании обратились в суд с иском, и Красногорский городской суд обоснованно удовлетворил жалобу.

Жительнице д. Торговцево Дмитровского района гр. Н. в 1992 году был предоставлен земельный участок общей площадью 1200 кв. м. на праве постоянного (бессрочного) пользования для личного подсобного хозяйства, более того, на земельном участке расположен жилой дом. В 2007 году гр. Н обратилась в администрацию с заявлением о приватизации земельного участка, но оформление в собственность земельного участка произведено не было в связи со смертью гр. Н. Наследником гражданки Н. — сын Д. оформил право собственности по наследству на жилой дом. Земельный участок оформить не смог, так как право постоянного (бессрочного) пользования не передается по наследству. Юристы Московской областной земельной компании обратились в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, и Дмитровский городской суд принял правильное решение об удовлетворении иска.

В случае отказа органов местного самоуправления в бесплатной приватизации земли, гражданам необходимо обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав. При наличии тех или иных оснований, можно признать незаконными действия (бездействия) государственного или муниципального органа и обязать их устранить допущенные недостатки; признать право собственности на земельный участок.

Оспаривание отказа в приватизации государственной и муниципальной собственности

Директор ООО «Агентство социального содействия» (г. Омск), юрист

специально для ГАРАНТ.РУ

Для облегчения ведения предпринимательской деятельности и более эффективного экономического развития государством для физических и юридических лиц предусмотрена возможность приватизации (приобретения в собственность) государственного и муниципального имущества (ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации). Несмотря на относительно несложную с точки зрения закона процедуру приватизации, зачастую со стороны государственных органов и предприятий выносится отказ в приватизации государственной собственности лицу, желающему его приобрести. И, конечно же, данное решение можно оспорить, такое дело будет подведомственно арбитражному суду на основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса, согласно которой организации и физические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов публичной власти. В данной колонке я рассмотрю причины отказа в приватизации, логике суда по такому делу и методах оспаривания такого отказа.

Читайте так же:  Объект родовой видовой непосредственный

Начнем с того, какие объекты физические лица и организации вправе приватизировать. Согласно ст. 5 Закона о приватизации может быть приватизировано имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Исключения составляют объекты, перечисленные в ч. 2 ст. 3 Закона о приватизации. К ним относятся, например, природные ресурсы, государственный и муниципальный жилищный фонд, государственный резерв, государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения и т. д. Нужно отметить, что наиболее популярными объектами приватизации являются нежилые помещения, имущественные комплексы, объекты недвижимости на стадии строительства и земельные участки. Сразу хочу отметить, что отношения, связанные с приобретением земельных участков, которые принадлежат на праве собственности государству или муниципальным образованиям, не регулируются Законом о приватизации, нормы и порядок получения земельных участков закреплены в Земельном кодексе. Однако, в случае приобретение объектов недвижимости, строительство которых не завершено, одновременно передаются в собственность и земельные участки, которые данные объекты занимают и которые необходимы для их эксплуатации (ч. 1 ст. 28 Закона о приватизации).

Порядок приватизации представляет собой довольно-таки сложный процесс, состоящий из следующих этапов: разработка прогнозного плана приватизации государственного имущества (ст. 7-8 Закона о приватизации), далее – принятие решения о приватизации и исполнение решения о приватизации имущества, предусмотренным законом способом (ст. 14 Закона о приватизации).

Почему необходимо знать и учитывать этот порядок? Потому что условия приватизации в следующем финансовом году могут отличаться от того, что предыдущем году, это касается способов приватизации государственного имущества, нормативной цены, сроков рассрочки платежа и другое.

Что касается способов приватизации, то законодательно закреплен закрытый перечень данных способов в ст. 13 и гл. IV Закона о приватизации. Подавляющее большинство способов – это продажа государственного и муниципального имущества. К ним относятся продажа имущества на аукционе, конкурсе, продажа имущества без объявления цены, продажа находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, продажа имущества посредством публичного предложения. Помимо продажи также существуют способы преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, а также внесения акций в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества.

Особо хотелось бы обратить внимание на способ приватизации, закрепленный в Федеральном Законе от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» (далее – Закон № 159-ФЗ). В соответствии с данным нормативно-правовым актом субъекты МСП пользуются преимущественным правом приватизации арендуемого имущества из государственной собственности по цене, равной их рыночной стоимости (ст. 3).

Рассмотрим некоторые ситуации из арбитражной практики для того, чтобы разобраться, какие проблемы происходят и могут произойти при приватизации государственной и муниципальной собственности.

Ситуация 1. Отказ в представлении земельных участков

Для начала рассмотрим возможные отказы в предоставлении земельных участков. Согласно действующему Закону о приватизации, владелец земельного участка (государственный или муниципальный орган) может отказать в предоставлении участка в собственность в случае, если на данном земельном участке находятся объекты недвижимости в стадии строительства или имущественные комплексы, участок является изъятым из оборота, находится в резерве, на участке имеются постройки, принадлежащие на праве собственности третьим лицам и т.д. (исчерпывающий перечень оснований приведен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ).Чаще всего отказывают в следующих двух случаях:

  • местная администрация оставляет участок в резерве для будущего строительства инженерных коммуникаций и иных нужд;
  • нахождение на приватизируемом земельном участке объектов недвижимости в стадии строительства, однако в этом случае, если именно владелец данных недостроенных объектов обратится с заявлением о приватизации участка, на котором они находятся, то уполномоченный орган обязан предоставить данный участок обратившемуся лицу в случае, конечно же, исполнения последний иных обязательных условий, предусмотренных законодательством.

Из судебной практики можно привести пример решения Арбитражного суда Мурманской области от 30 ноября 2017 г. по делу №А42-8768/2016. В данном случае истец (ИП) обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка из государственной собственности по договору купли-продажи на основании ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. Основанием для этого служит тот факт, что истец является собственником сооружений, расположенных на данном участке, что дает ему право на приобретение земельных участков (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ). Уполномоченный государственный орган оставил без рассмотрения данное заявление на основании того, что заявитель не выполнил все требования, предусмотренные ст. 36.16 Земельного кодекса (а именно, ответчик ссылается на неполный объем предоставленных документов), в связи с этим заявитель вынужден был обратиться в суд. Соответственно суд вынес решение в пользу истца, признав решение ответчика незаконным и нарушающим права истца.

Сложнее ситуация обстоит, если оспаривается отказ в предоставлении земельного участка на основании того, что данный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд. Можно привести в пример Постановление Восьмого Апелляционного арбитражного суда от 25 мая 2016 г. по делу №А46-8230/2015.В данном деле ИП выдвигает требования о предоставлении ему в пользование земельного участка, при этом он является владельцем недвижимого имущества, расположенного на данной территории. Суд первой инстанции, а также апелляционный арбитражный суд исковые требования оставили без удовлетворения. Исходя из материалов дела, можно сделать вывод, что суд, в первую очередь, руководствуется ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, на основании которой разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным ИП в заявлении о предоставление земельного участка.

Читайте так же:  Не работает новый тачскрин после замены

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что резервирование земли под государственные и муниципальные нужды является весомым основанием для отказа в предоставлении юридическим и физическим лицам права на данный земельный участок. Например, раньше была возможность оспаривать подобное решение на основании ст.28, ст. 36 Земельного кодекса РФ по вопросу предоставления в аренду сроком на три года земельного участка, необходимого в целях эксплуатации объекта недвижимости, находящегося на данном участке. Однако, с 1 марта 2015 года данные статьи утратили силу и теперь не имеется возможности основывать требования на этих нормах. Собственно, в приведенном мной последнем примере, Апелляционный суд также обосновал свое решение именно из-за утраты юридической силы данных статей, в противном случае суд, возможно, был бы на стороне истца.

Подводя итог рассмотрения возможных отказов в предоставлении земельных участков можно сделать вывод, что уполномоченные государственные органы, а впоследствии и арбитражный суд, требуют выполнение от заявителя норм, предусмотренных ст. 39.16-39.17 Земельного кодекса РФ. Наиболее частыми причинами отказа являются: нахождение земель в резерве, наличие на спорном участке возведенных построек, принадлежащих третьим лицам, а также разногласия по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Данные решения можно (а иногда и необходимо) обжаловать через арбитражный суд.

Ситуация 2. Отказ в приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов

В практике арбитражных судов очень часто встречаются споры о приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов, являющихся государственной и муниципальной собственностью. Предметом данных споров является чаще всего необъективно завышенная цена на данное имущество, что, естественно, затрудняет процесс приватизации и заключения сделки.

При составлении договора купли-продажи имущества с уполномоченным органом, при несогласии с ценой приватизируемого имущества, необходимо ответным письмом направить протокол разногласий. В случае, если уполномоченный орган не согласится с данным протоколом, данный спор необходимо разрешить в судебном порядке. Можно привести пример подобного спора, а именно Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2017 г. по делу № А40-5650/2017-28-45. Данный спор возник по причине, которую я описал выше. Следует отметить, что суд в данном случае будет руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами: Законом № 159-ФЗ, определяющий порядок отчуждения государственного и муниципального имущества, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также Законом о приватизации.

Цена приватизируемого государственного и муниципального имущества на основании ст. 12 Закона о приватизации должна устанавливаться на основании отчета об оценке составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.В данном споре истец ссылался на оценку рыночной стоимости выкупаемого объекта, в соответствии с которой рыночная стоимость объекта ниже, чем стоимость, заявленная уполномоченным органом. Поэтому суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Теперь проанализируем преимущественное право приватизации арендуемого имущества согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ. В качестве примера можно привести Решение Арбитражного суда Тюменской области от 31 октября 2017 г. по делу № А70-11965/2017. В данном деле ООО является арендатором нежилого помещения, являющимся государственной собственностью. На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ Общество подало заявление в уполномоченный государственный орган на приватизацию данного помещения. Однако, по данному заявлению был вынесен отказ на основании того, что заявителем не выполнены требования, предусмотренные вышеуказанной статьей, из-за чего Общество подало исковое заявление в арбитражный суд. В процессе рассмотрения дела заявитель предоставил документы, подтверждающие тот факт, что Общество временно владеет данным имуществом более двух лет по состоянию на 1 июля 2015 г. (в соответствии с ч.1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ). Соответственно, заявитель имеет объективное преимущественное право на приватизацию данного объекта недвижимости. Также истец подтвердил, что является субъектом МСП. Суд также согласился с доводами истца и удовлетворил его требования в полном объеме.

Из вышеприведенного анализа судебной практики можно сделать вывод, что зачастую решения или бездействия уполномоченных органов необъективны и незаконны в отношении предпринимателей. Чтобы выиграть данный спор, необходимо четко проанализировать нормы Закона № 159-ФЗ и Закона о приватизации, так как именно на нормы данных нормативно-правовых актов опирается суд. Оценочная экспертиза также играет ключевую роль в подобных делах особенно, когда разногласия касаются стоимости приватизируемого имущества.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключении хочу отметить, что арбитражная практика знает довольно большое количество споров, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества. Объектами данных споров могут выступать нежилые помещения, земельные участки, имущественные комплексы, объекты в стадии строительства. Разногласия возникают из-за того, что многие объекты недвижимости являются спорными, многие организации и физические лица не выполняют условия, при которых они получают право на приватизацию, а также, как указано выше, часто уполномоченные органы выносят немотивированное и незаконное решение относительно заявителя, что дает право на основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ обратиться за защитой своих прав и интересов в арбитражный суд. Оспорить отказ в приватизации государственного и муниципального имущества можно, главное, определить соответствующие основания и доказательную базу.

Источники


  1. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.

  2. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.

  3. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  4. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
  5. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
Отказ в приватизации земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here