Перевод из налоговой в другую налоговую

Информация по теме в статье: "Перевод из налоговой в другую налоговую". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Перевод из налоговой в другую налоговую

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация перешла на учет в другую налоговую инспекцию. Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль за 2018 год производилась организацией в полном объеме и в сроки, установленные действующим законодательством. На 28.03.2019 в ИФНС по новому месту нахождения за организацией имелась переплата по налогу на прибыль, но с ОКТМО по старому месту учета, в связи с чем организация подала заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Однако до момента принятия решения по заявлению по налогу на прибыль были начислены пени.
После перехода в новую налоговую инспекцию обязана ли налоговая инспекция зачесть самостоятельно переплаченный налог на прибыль по старому ОКТМО на новый ОКТМО? Или организация обязана подать заявление на перенесение налога на прибыль со старого ОКТМО на новый ОКТМО?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При исчислении сумм налога на прибыль, подлежащих уплате по итогам налогового периода, учитываются в том числе и суммы авансовых платежей, уплаченных в период до изменения места постановки на учет и отраженных в карточке «Расчетов с бюджетом» с ОКТМО по старому месту учета.
Авансовые платежи по налогу, уплаченные по прежнему месту нахождения организации, должны быть засчитаны при исчислении суммы налога за 2018 год налоговым органом самостоятельно. Начисление пеней в данном случае неправомерно.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Ведение налоговым органом карточек расчетов с бюджетом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Ответ прошел контроль качества

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Мероприятия по передаче документов налогоплательщиков в иной налоговый орган при изменении места постановки на налоговый учет проводятся в соответствии с:
— приказом ФНС России от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп@ «Об организации работы налоговых органов при передаче документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в иной налоговый орган»;
— Регламентом работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган, направленным письмом от 17.02.2012 N ПА-5-6/1530дсп@ «Об организации работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган».
Вышеуказанные документы являются внутренними распорядительными документами налоговых органов, которые не размещены в открытом доступе. Вместе с тем отдельные выдержки из них приводятся в разъясняющих письмах ФНС России (смотрите, например, письма ФНС России от 27.12.2016 N БС-4-11/[email protected], от 20.03.2015 N ГД-4-3/[email protected], от 28.02.2013 N БС-4-11/3314 и др.)

Как избежать проблем при смене налоговой инспекции

Географический террор

Еще несколько лет назад предприятия легко относились к понятию «юридический адрес». Его рассматривали как некий обязательный реквизит регистрации, о котором потом можно забыть. Сейчас ситуация изменилась. Налоговые органы всерьез озаботились проблемами, связанными с юридическим адресом. Появилось понятие «адрес массовой регистрации». Кстати, если ваша фирма зарегистрирована в таком месте, то уже имеет признаки компании-«однодневки».

Кроме этого, налоговые инспекции пристально следят за соблюдением действующего законодательства. Если в ходе их проверки обнаружится, что по адресу местонахождения компании таковая отсутствует, в отношении «недобросовестной» организации будут применены карательные санкции — штраф в размере 5 тыс. руб. (ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях), отказ в вычете НДС тому, кто находится не по юридическому адресу, а также блокировка расчетного счета компании и другие административные меры.

Все это привело к тому, что фирмы все чаще меняют старый юридический адрес на новый, коим является фактический адрес нахождения компании. При этом практически обязательно происходит переход в новую инспекцию.

Нормативы для перехода

Порядок действий налоговиков при смене предприятием адреса прописан Приказом ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/[email protected] Правда, с этим документом произошла поистине детективная история. Он утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 6 ноября 2007 г. N ММ-4-09/30дсп. Обратите внимание на буквы «ДСП»: аббревиатура знакома всем — «для служебного пользования». Найти документ в открытом доступе, возможно, у вас вряд ли получится. Хотя, казалось бы, зачем засекречивать? Может быть, лучше налогоплательщику знать процедуру? Но у налоговиков своя логика.

Некоторым подспорьем может послужить Приказ УФНС России по г. Москве от 29 февраля 2008 г. N 106 «Об организации работы структурных подразделений налоговых органов г. Москвы по передаче пакета документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в налоговый орган по новому месту нахождения (месту жительства), а также при прекращении деятельности организации через обособленное подразделение». Так как последний издан тремя месяцами позже Приказа ФНС, надо полагать, что его положения не идут вразрез с первоисточником.

Пользуясь этим документом, попробуем описать последовательность действий всех участников процесса по переводу организации из одной налоговой инспекции в другую. Отправной точкой будет день начала переезда. Рассмотрев все стадии переезда, остановимся на окончании этой процедуры. Итак, инструкция.

Налогоплательщик принял решение о смене юридического адреса и, как следствие, о переходе в другую налоговую инспекцию. Его первоочередные действия: внести изменения в уставные документы компании, т.е. подготовить новую редакцию устава. В орган, занимающийся регистрацией налогоплательщиков (в Москве, например, это ИФНС N 46), в соответствии со ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представляются:

— заявление о государственной регистрации (форма N Р13001);

— решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

— изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

— документ об уплате государственной пошлины.

Порядок заполнения формы Р13001 утвержден все тем же отмененным Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/[email protected] Однако за неимением других инструкций по заполнению формы можно воспользоваться тем, что есть.

Законодатель не устанавливает никаких дополнительных документов при внесении изменений и перемене юридического адреса. Однако на практике участились случаи отказов налогоплательщику на том основании, что налоговый орган не убежден в достоверности представленных сведений. Чаще всего такие отказы связаны с проверкой нового юридического адреса. Налоговые органы по месту нового юридического адреса прибывают с проверкой на фирму и, если не находят «следов» компании, информируют регистрирующий налоговый орган. Превентивная мера защиты от такой ситуации может быть в следующем: вместе с обязательными документами сдать копию договора аренды или гарантийного письма от юридического лица, представляющего юридический адрес. Также очень полезно повесить на дверь кабинета, который вы будете занимать по новому адресу, табличку с названием вашей компании. Особенно важно это сделать при переводе организации из Москвы в регионы, так как переезд компании в регион стал распространенной схемой «зачистки» проблемной компании.

Читайте так же:  Как получить займ если везде отказывают

К сожалению, процесс перехода может очень сильно затянуться (до 9 месяцев). Для того чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь в «переходном периоде», одновременно с подачей документов на регистрацию изменений следует запросить заверенную копию устава компании (предварительно сдав ее вместе со всеми документами и заплатив пошлину). Тогда «на выходе» вместе с остальными документами вы получите заверенную копию.

В ИФНС по прежнему месту нахождения организации по защищенному каналу связи (СЭД) направляется информационное письмо, содержащее сведения об изменениях, которое незамедлительно (!) должно попасть к сотруднику отдела регистрации и учета налогоплательщиков.

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков устанавливает принадлежность нового адреса местонахождения налогоплательщика к налоговому органу. В случае если налогоплательщик подлежит снятию с учета, чиновники направляют в соответствующие отделы (отдел работы с налогоплательщиками, отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел встречных проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел обеспечения процедуры банкротства, отдел учета и отчетности, отдел оперативного контроля, юридический отдел, отдел ввода данных, отдел информационных технологий, иные отделы) служебную записку о поступлении информационного письма.

Отдел работы с налогоплательщиками направляет в адрес компании уведомление о дате проведения сверки расчетов с бюджетом, государственными внебюджетными фондами на дату снятия налогоплательщика с учета в связи с изменением места нахождения. Порядок проведения сверки установлен Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/[email protected] Эта сверка имеет особенности, которые организация должна учитывать.

Естественно, уведомление о сверке будет направлено по вашему старому юридическому адресу. В интересах организации усилить в этот момент контроль за почтовыми поступлениями, так как в случае возврата в налоговую инспекцию уведомления с пометкой «Адресат не найден по данному адресу» акт сверки расчетов налогоплательщика подписывается должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке. Так как сроки сверки будут очень жесткими, разумно пройти сверку расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами, и перед тем, как оформлять документы на изменение адреса, исправить все ошибки, получить подписанный акт — с тем, чтобы потом его только актуализировать на новую дату.

[1]

Если расхождений у организации и налоговиков нет, составляется акт в трех экземплярах и визируется начальником отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр вручается компании. На втором и третьем экземплярах ставится дата получения и подпись налогоплательщика. Один экземпляр документа передается в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту учета, другой — остается в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов с налогоплательщиком.

В случае наличия расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должны быть выявлены и устранены причины, их вызвавшие (на практике это чаще всего неправильно введенные или невведенные платежные документы налогоплательщика). Срок проведения сверки, формирования и оформления акта при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней, при выявлении расхождений — 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов компании по почте.

Обратите внимание: наличие задолженности по налогам и сборам не является основанием для продления сроков перевода организации в другую налоговую инспекцию.

Кроме сверки расчетов налоговый орган по прежнему адресу проводит мероприятия, установленные таинственным Приказом N ММ-4-09/30дсп. О том, что это за мероприятия, мы можем только догадываться по практике: это посещение нового юридического адреса, опрос лиц, имеющих отношение к этому адресу, и так далее. Хотите, чтобы процесс перехода прошел менее болезненно? Заранее уведомите руководство прежней налоговой инспекции о переходе, сообщив в письме на его имя данные вашего нового «места жительства».

Примечание. Зачесть переплату должна новая инспекция

Еще одна классическая проблема, которая встречается при смене налоговой инспекции, — зачет переплаты по налогам. Предположим, у фирмы имелся «излишек» по налогам в федеральный и региональный бюджет. Он был отражен в лицевом счете организации в прежней ИФНС. Общество подало в инспекцию заявление с просьбой передать эту информацию в другую налоговую по месту регистрации. Одновременно с этим компания потребовала от новой ИФНС зачесть переплату в счет имеющейся недоимки. В такой ситуации контролеры зачастую не могут определиться, кто именно должен исполнять обязанность по зачету излишне уплаченных средств. Так, инспекторы по новому месту учета зачастую не только отказывают в зачете, но и могут выставить требование компании о покрытии недоимки и даже представить в банк инкассовое поручение на списание этой суммы со счета.

Радует то, что судьи в этом вопросе целиком и полностью на стороне компании. Арбитры отмечают, что согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Поэтому споры между ИФНС не допускаются. Так что в описанном случае компания имеет право на зачет переплаты по налогам в счет недоимки, а исполнить соответствующее обязательство должна инспекция по новому месту регистрации компании.

Регистрирующий орган должен внести изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ (или выдать обоснованный отказ).

Прежняя инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, снимает с учета организацию. Затем направляет в налоговую файл выгрузки из базы данных ЕГРН, содержащий сведения, необходимые для ведения территориального раздела ЕГРН (п. 2.2 Приказа ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/[email protected]).

«Новая» ИФНС ставит на учет фирму не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ и файла выгрузки из ЕГРН от прежней ИФНС. В течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета прежняя налоговая направляет в другую инспекцию учетное дело вместе с сопроводительным письмом. Дело должно содержать все документы, послужившие основанием для постановки на учет (снятия с учета). Отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности, отдел финансового и общего обеспечения и иные отделы не позднее 30 дней со дня снятия с учета подготавливают все документы и отправляют их в инспекцию по новому адресу компании (п. 2.4 Приказа ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/[email protected]).

Последние штрихи

Кажется, все? Нет, проблемы только начинаются. На практике снятие с учета происходит не так гладко. Выгрузка может длиться месяцами. Предприятие время от времени в ответ на свой вопрос о перерегистрации слышит загадочную фразу: «Выгрузки не было». Это значит: «вы «повисли». В старой налоговой вас уже нет, а к новой — еще не успели причислить.

Если есть возможность, получите от старой налоговой номера файлов отправки и напишите официальное письмо руководителю новой налоговой инспекции. Отчетность рекомендуем сдавать в новую инспекцию, письменно оформляя отказ в ее приеме. Налоги также надо платить по новому адресу. Они будут фиксироваться налоговым органом как неопознанные платежи, но после постановки на учет вы их разыщете и не возникнет штрафных санкций.

Читайте так же:  Целевое финансирование налог на прибыль

Если ваш старый и новый адреса в разных регионах, то могут возникнуть дополнительные сложности, связанные с урегулированием недоимок и переплат по налогам и сборам. С федеральным бюджетом проблем быть не должно: налогоплательщик может производить расчеты как по старому, так и по новому адресу. А вот с местным бюджетом надо быть аккуратнее: организация должна погасить задолженность по налогам и сборам в местный бюджет. Кроме того, надлежит подать в ИФНС по прежнему месту учета заявление о зачете (возврате) переплаты по местным налогам и сборам. Причем сделать это следует обязательно до перехода в другую инспекцию.

Как зачесть налог при смене ИФНС

Оплачивали НДФЛ в г. Видное с их ОКТМО, потом перешли в г. Домодедово. ИФНС нам в сверке указывает недоимку по одному ОКТМО и переплату по другому. Хотя деньги в бюджет были нами уплачены. Данные должны были передать из г. Видное. Необходимо ли написать письмо на зачет и почему?

В случае смены юрадреса учетное дело организации передается из старой ИФНС в новую, причем в состав передаваемых документов входят и КРСБ (данные в карточках должны быть проверены).

При переходе из одной ИФНС в другую все данные о налогах, а также о недоимках и переплатах ИФНС по старому месту учета (г. Видное) передает в ИФНС по новому месту учета (г. Домодедово), в котором открываются одновременно КРСБ с ОКТМО по старому месту учета и с ОКТМО по новому месту учета. Таким образом, у организации, сменившей адрес, по новому месту учета будет открыто две КРСБ. При этом закрываются такие КРСБ после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом.

Все процедуры осуществляются без заявления налогоплательщика. Соответственно, если это не сделано, то нужно подать жалобу на действия (бездействие) сотрудников налоговых органов. После смены адреса по всем вопросам налогообложения необходимо обращаться в новую ИФНС ( г. Домодедово). Оснований для обращения в ИФНС по г. Видному у организации нет, поскольку она уже фактически снята с учета, и на подобное обращение получит отказ.

Организации для целей налогового контроля должны встать на учет в налоговых органах (далее – ИФНС) (п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

По общему правилу место нахождения юридического лица (ЮЛ) определяется как место его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (ст. 54 ГК РФ). Место нахождения ЮЛ указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, а если ЮЛ действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в реестре. Кроме того, в ЕГРЮЛ должен быть отражен адрес ЮЛ в пределах места его нахождения.

Когда организация меняет свое постоянное место нахождения и по новому адресу уже относится к другой ИФНС, то ей необходимо учесть следующее.

При смене официального адреса организация должна сообщить об этом в ту инспекцию, которая занимается регистрацией налогоплательщиков (ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Сведения в ЕГРЮЛ будут изменены в течение 5 дней с даты представления всех необходимых документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона № 129-ФЗ).

Изменение места нахождения организации является основанием для снятия ее с учета в той ИФНС, в которой организация состояла на учете (г. Видное). На это налоговикам дается 5 рабочих дней со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 84 НК РФ).

В течение одного дня после внесения записи в ЕГРЮЛ налогоплательщика должны снять с учета в старой ИФНС (г. Видное). Затем в однодневный срок сведения должны быть направлены в новую инспекцию (г. Домодедово). И в течение одного дня с момента их получения организацию — налогоплательщика там должны поставить на учет.

Учетное дело пересылается в новый налоговый орган (г. Домодедово) в течение 3 рабочих дней со дня снятия с учета в старой инспекции (г. Видное). Однако датой постановки на учет в новой ИФНС является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения (пп. 3.6-3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (утв. Приказом ФНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).

Карточка расчетов с бюджетом (КРСБ) — информационный ресурс, который ведет ИФНС и в которой отражается состояние расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, а также пеням и штрафам по ним:

  • начисленные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Они заносятся в КРСБ на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.;
  • суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, которые уплачены в бюджет;
  • разница между поступившими и начисленными платежами. Отрицательное сальдо в ней показывает задолженность налогоплательщика перед бюджетом, положительное — переплату по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам (п. 1 раздела I, пп. 1, 3, 4 раздела IV, раздел VI, п. 1 раздела IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утв. Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/[email protected] (далее – Единые требования), Приложение № 1 к Единым требованиям).

[3]

Согласно п. 3 раздела I Приказа № ЯК-7-1/[email protected] ИФНС обязаны вести КРСБ по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах. В силу п. 2 раздела II «Открытие карточек РСБ» КРСБ открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе:

  • с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, то есть с момента представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) или поступления из регистрирующих органов документов, служащих основанием для постановки на учет в ИФНС, а также для исчисления и уплаты налогов;
  • с момента уплаты налогов и сборов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

КРСБ открываются по каждому КБК, относящемуся к конкретному налогу, сбору и соответствующему 8-значному коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора.

Важная информация в рассматриваемой ситуации представлена в разделе XI «Порядок закрытия карточек РСБ местного уровня».

Таким образом, в случае смены юрадреса учетное дело организации передается из старой ИФНС в новую, причем в состав передаваемых документов входят и КРСБ (данные в карточках должны быть проверены).

Соответственно, при переходе из одной ИФНС в другую все данные о налогах, а также о недоимках и переплатах ИФНС по старому месту учета (г. Видное) передает в ИФНС по новому месту учета (г. Домодедово), в котором открываются одновременно КРСБ с ОКТМО по старому месту учета и с ОКТМО по новому месту учета. Таким образом, у организации, сменившей адрес, по новому месту учета будет открыто две КРСБ — п. 3 раздела XI Единых требований, согласно которому при переходе организаций в другую ИФНС в составе пакета документов передаются и КРСБ. При этом закрываются такие КРСБ после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом.

Читайте так же:  Отправить открытое письмо президенту рф

Причем все процедуры делаются без заявления налогоплательщика. Соответственно, если это не сделано, то нужно подать жалобу на действия (бездействие) сотрудников налоговых органов.

После смены адреса по всем вопросам налогообложения необходимо обращаться в новую ИФНС (г. Домодедово). Оснований для обращения в ИФНС по г. Видное у организации нет, поскольку она уже фактически снята с учета, и на подобное обращение организации она получит отказ.

Организация-налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если, по ее мнению, такие акты или действия нарушают ее права (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ).

Общий порядок обжалования отражен в ст. ст. 137-142 НК РФ.

При этом почти все акты налоговых органов ненормативного характера и действия их должностных лиц обжалуются сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ). Исключение составляют акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, а также акты ФНС РФ ненормативного характера и действия (бездействия) ее должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ). Последние обжалуются напрямую в суде.

Проблемы перехода в другую налоговую инспекцию

Василий Неделько, руководитель юридической компании «Базальт»

Борьба за повышение эффективности работы налоговиков привела к тому, что перейти в другую налоговую инспекцию в Москве и Московской области становится большой проблемой.

Ситуация: смена налоговой после уведомления о недостоверности

Распространённая ситуация: офис фирмы располагается на территории одной налоговой инспекции, а зарегистрирована она на территории другой. Фирма получает уведомление о недостоверности данных (подробнее см. здесь ) и пытается внести в реестр сведения о новом юридическом адресе — адресе своего офиса. Однако налоговая раз за разом выдает отказ в связи с тем, что «…представленные документы содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица…».

Вот образец подобного отказа:

Видео (кликните для воспроизведения).

По закону или по понятиям?

Казалось бы, в чем проблема? Фирма уже более двух лет арендует офис и платит арендную плату. Как адрес может быть недостоверным, если там располагается действующий офис и работают люди?

Оказывается, таким образом новая инспекция приглашает к себе руководителя для «собеседования». Дело в том, что «мертвые» и малоприбыльные организации ухудшают показатели эффективности налоговой инспекции. Транзитные и нулевые фирмы налоговикам вообще не интересны. Возможность давать отказ в регистрации изменений из-за недостоверности адреса — всего лишь инструмент для отсеивания неудобных фирм.

Алгоритм действий налоговой очень простой и основан на безнаказанности. Документы на регистрацию изменений в ЕГРЮЛ юридические лица подают в Регистрирующую налоговую инспекцию (в Москве — это Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве). Регистрирующая инспекция обращается с запросом в Территориальную (в которую организация пытается встать на учет) с просьбой подтвердить информацию о том, что организация действительно находится по заявляемому адресу. Если Территориальная инспекция информацию не подтверждает, Регистрирующая дает отказ.

При этом Территориальная инспекция вправе отказаться от разъяснений, почему не был подтвержден адрес. Устно могут последовать следующие комментарии:

  • не дозвонились до собственника;
  • собственник не подтвердил адрес;
  • запроса из Регистрирующей инспекции не было;
  • «Мы все подтвердили, это они там что-то напутали»;
  • и сокровенная фраза «Приезжайте, поговорим…».

И это в ситуации, когда организация действительно сидит в заявленном офисе, в регистрирующую инспекцию были представлены все необходимые документы и собственник готов подтвердить, что фирма арендует у него помещения.

Есть 4 варианта дальнейших действий:

  1. Играть по их правилам и идти на предварительное собеседование (face control) в Территориальную инспекцию.
  2. Обжаловать отказ в вышестоящем органе и, если потребуется, в суде.
  3. Попытаться приобрести юридический адрес для регистрации в другой налоговой инспекции.
  4. Подать новый комплект документов в надежде, что на этот раз удастся «проскочить».

Вариант 1. Face control в налоговой инспекции.

В последнее время все больше Территориальных московских и подмосковных налоговых инспекций ужесточают свои требования к «мигрантам» из других налоговых. Они ставят фильтр на прием новых налогоплательщиков из других инспекций.

На момент написания статьи (февраль 2018 года) по нашим наблюдениям наиболее жесткую политику ведут следующие налоговые инспекции: 5-я, 17–21-я, 23-я, 24-я, 43-я и 51-я.

Руководители компаний вынуждены идти на предварительное собеседование в налоговую инспекцию и доказывать там, что они:

  1. Реально занимают помещения, указанные в новых документах.
  2. Собственник помещений не возражает против регистрации фирмы по указанному адресу.
  3. Организация действующая, прибыльная и активно платит налоги.

Подчас пройти такое собеседование сложнее, чем поступить в вуз. Дело в том, что руководители организаций психологически не готовы оказаться в роли экзаменуемого и отвечать на неудобные вопросы. Перед ними может сидеть молодой человек, который упивается своей властью, видит в компьютере всю информацию о деятельности организации и с лёгкой издевкой задает риторические вопросы.

Если удалось успешно «сдать экзамен», будет предложено повторно подать документы на регистрацию изменений. На этот раз, скорее всего, смену адреса зарегистрируют.

Если же «экзаменатор» сочтет фирму бесполезной для инспекции, результатом собеседования могут стать фразы:

  • «Нам все равно, что вы там сидите, у вас адрес массовой регистрации»;
  • «Мы Вас к себе не возьмём»;
  • «Вы нам неинтересны»;
  • «Лучше поищите другую налоговую».

Все эти варианты ответа свидетельствуют, что face control не пройден и налоговая не готова принять организацию. Это незаконно, но такова сложившаяся практика.

Вариант 2. Обжаловать отказ.

Если ваша организация действительно находится по заявленному адресу, стоит обжаловать отказ в вышестоящем органе и, если потребуется, в суде. Не нужно бояться, что налоговая будет вам мстить или замучает проверками. Вы им неинтересны, так как с вас штрафов и налогов много не возьмешь, а тратить попусту ресурсы на контрольные мероприятия в отношении вашей фирмы никто не станет. Зачем? Есть более перспективные с точки зрения взыскания штрафов налогоплательщики. Но имеются нюансы.

1. Потеряете много времени.

Нужно понимать, что с момента подачи жалобы до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о новом адресе пройдет минимум 1,5–2 месяца. И это в том случае, если вышестоящий орган удовлетворит жалобу. Если же дело дойдет до суда, смело можно прибавлять еще 3–7 месяцев.

2. Могут возникнуть проблемы с банками и контрагентами.

Мы рассматривали ситуацию, когда организация получила Уведомление о недостоверности. За это время налоговая уже может внести запись в ЕГРЮЛ о недостоверности (подробнее см. здесь ). Если это произойдет, банки могут заморозить счета, а контрагенты — отказать платить на фирму с недостоверными сведениями. Возникнут проблемы с бизнесом.

Если вы готовы мириться с этим, стоит идти по пути обжалования. Если время не ждет, нужно использовать другие варианты.

Вариант 3. Приобрести юридический адрес для регистрации в другой налоговой инспекции.

Читайте так же:  До скольки можно вести ремонт в квартире

О так называемых покупных юридических адресах мы подробно расскажем в другой статье. Если коротко, то существует рынок юридических адресов. Есть несколько вариантов:

1. Дешевые адреса (до 30 000 руб. за 11 месяцев).

Компании-посредники договариваются с собственниками о заключении мнимых договоров аренды. Собственник получает небольшую сумму и подтверждает в налоговой, что вы арендуете у него помещение. Потом договор якобы расторгается за неуплату и собственник может посадить другую организацию.

Как правило, продавец адресов гарантирует только прохождение регистрации изменений и в лучшем случае первую проверку банка. Далее — никаких гарантий.

Нужно понимать, что это лотерея. Может, повезет, а может, уже через 2 месяца придет новое уведомление о недостоверности, так как налоговые продолжают активно бороться с «липовыми» адресами.

Кроме того, адреса сейчас можно купить только по лояльным инспекциям, которых с каждым месяцем становится все меньше.

2. Дорогие адреса (от 30 000 руб. за 11 месяцев).

Речь идет о небольших офисах, которые вы будете реально арендовать. Это могут быть комнатки по 5 кв. м без окон в бизнес-центрах в промзонах. Формально с ними все в порядке, но и такие адреса налоговая может со временем закрывать.

К нам уже обращались клиенты, к которым налоговая предъявила претензию, что адрес недостоверный, так как фирма со штатом 50 человек не может находиться в офисе площадью 7 м², что директор там фактически не находится, и адрес нужно сменить.

Вывод: в качестве временной меры покупку адреса на территории лояльной налоговой инспекции использовать можно. Это позволит быстро закрыть текущую проблему, но не гарантирует спокойствие в долгосрочной перспективе.

3. Аренда небольшого офиса.

Вы арендуете небольшой офис и переводите туда часть сотрудников. Тем самым решаете сразу 2 задачи:

  1. Гарантированно легализуете свой адрес.
  2. Получаете второй офис.

По месту нахождения основного офиса можно зарегистрировать обособленное подразделение. Здесь вопросов у налоговой не возникнет.

Вариант 4. Подать новый комплект документов в надежде, что в этот раз удастся «проскочить».

Некоторые идут и по этому пути. В нашей практике было 4 отказа подряд. Не проскочили.

Были 2 случая, когда система действительно давала сбой и фирму регистрировали. Но это скорее исключение из правила.

Советы при смене адреса с переходом в другую налоговую инспекцию

Подчеркну, что это советы из нашей практики. Это самый простой путь, когда мы играем по предложенным правилам, а не стараемся плыть против течения.

  1. Руководитель должен предварительно сходить на собеседование в Территориальную налоговую инспекцию (куда вы собираетесь встать на учет). Обычно собеседование проводит отдел оперативных проверок. Но можно в результате дойти и до начальника налоговой.
  2. Если налоговая дает добро, идем и регистрируемся. Если налоговики вас не готовы принять, выбираем из вариантов 2–3.

Переход из одной ИФНС в другую: подводные камни налоговой «миграции»

Автор: Виталий Кодьев
юрист

Собственники и руководители бизнеса зачастую сталкиваются с необходимостью изменить юридический адрес компании. Чаще всего владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Причины смены адреса

Повод задуматься об изменении юр адреса у бизнесменов может появиться по различным причинам. Такая необходимость может быть связна с развитием бизнеса, когда возникает необходимость в более просторном помещении или, напротив, в период кризиса, когда собственники компаний пытаются экономить, в том числе, и на арендной плате.

Также смена юридического адреса может понадобиться при банальном отказе арендодателя в пролонгации договора аренды. Нередко владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Поговорим о проблемах, которые может повлечь смена налоговой инспекции при смене юридического адреса.

Последние изменения в вопросах регистрации и проверках адресов

Широко известна практика, при которой смена юридического адреса используется как один из способов «слива» организации. Более того, под «сливом» понимается и создание организации по заведомо недействительному адресу. Как правило, это делается при создании фирм «однодневок». А потому налоговые инспекции заинтересованы в том, чтобы в их ведомстве находилось меньше организаций и ИП с огромным количеством долгов, которые признаны безнадежными, и нет возможности их взыскать.

С этой целью законодатель и предоставил налоговым инспекциям право проводить проверку таких адресов и пресекать изменение юридического адреса на «нехорошую квартиру».

Между тем, любой отказ в государственной регистрации изменения юридического адреса ООО должен быть мотивирован со стороны налоговой инспекции (см. врезку).

Что говорят суды об отказе ИФНС в смене адреса

[2]

Любой отказ в государственной регистрации изменений в части адреса места нахождения компании должен быть мотивирован со стороны налоговиков. Это подтверждается положительной судебной практикой:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 по делу N А33-5495/2013

Отказ ИФНС в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недостоверности сведений. В противном случае отказ незаконен.

  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2015 № Ф04-17044/2015 по делу № А27-14410/2014

Наличие недостоверных сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, инспекцией не доказано. По мнению судей, недостоверность сведений об адресе юридического лица не подтверждена. Поскольку заявитель представил на гос. регистрацию все документы, предусмотренные законодательством, отказ ИФНС в регистрации изменения адреса незаконен.

  • Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2016 по делу № А60-23629/2016

Вывод налогового органа о недостоверности адреса общества ввиду отсутствия общества по заявленному адресу основан лишь на факте проведения ремонтных и строительных работ, отсутствия должностных лиц, представителей заявителя, его оборудования. А осуществление ремонтных и строительных работ по спорному адресу наоборот, говорит о том, что деятельность организации по этому адресу фактически ведется.

Подводные камни при смене адреса и ИФНС

  • Потеря документов

Это наиболее часто встречающаяся проблема при переезде из одной ИФНС в другую. При передаче дел из старой налоговой инспекции в новую часть документов может бесследно исчезнуть. Решение подобной проблемы, как правило, заключается в подаче жалобы как на старую ИФНС, так и на новую. Однако все негативные последствия при утере документов налогоплательщик почувствует на себе (например, инкассо).

  • Обязательная сверка и погашение задолженности

Смена юридического адреса ООО со сменой налоговой инспекции нередко влечет за собой обязательную сверку по налогам. Сверка с ИФНС, как правило, заканчивается выплатой задолженности перед бюджетом.

  • «Двойные» налоги

Нередко возникают ситуации, при которых организации начисляются платежи, как новой ИФНС, так и старой.

  • Переезд на «нехорошую квартиру»

Неприятная ситуация может возникнуть при переезде на адрес, который был предоставлен в качестве «юридического», но не «фактического». Иначе говоря, адрес только в документах. Многие юридические компании предоставляют такую услугу как подбор и предоставление юридических адресов. В таком случае нужно быть уверенным в том, что рано или поздно такой адрес не станет адресом массовой регистрации с вытекающими из этого последствиями.

Читайте так же:  Банк не дает справку о погашении кредита

  • Включение в список претендентов на выездную проверку

После переезда в компанию может прийти выездная проверка (см. упоминание о миграции как об одном из видов риска по концепции, одобренной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Хотя она не гарантирована и во многом зависит от загруженности инспекции и официальной выручки налогоплательщика – чем она больше, тем выше вероятность доначислений и проверки.

Сама смена юридического адреса не является основанием для налоговой проверки. Проверка может быть, а может и не быть. Все будет зависеть от того, насколько добросовестный налогоплательщик.

Новая ИФНС придет с выездной – взыскать старый должок

Цель налоговиков – проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При смене юр. адреса «старая» ИФНС передает акт расчетов по налогам и сборам в новую ИФНС. Таким образом, вся информация о задолженности и переплате по налогам и сборам передается в инспекцию, к которой относится организация. Новая ИФНС после получения регистрационных документов о смене юридического адреса обязана на следующий день направить запрос в старую налоговую по поводу наличия незаконченных камеральных или выездных проверок в отношении переехавшей компании с целью выяснить, не планируют ли проверяющие доначислить налоги, отказать в возмещении НДС, нет ли неисполненных налогоплательщиком требований о предоставлении документов и т.д.

Если указанные обстоятельства подтверждаются, то организация 100% попадет в план выездных налоговых проверок уже в новой ИФНС. Потому, нельзя использовать смену юридического адреса и с целью ухода от налоговых проверок. Проверку проведет новая налоговая, а компания получит статус «подозрительной».

  • Сложности при регистрации в новой инспекции

По закону новая инспекция обязана принять налогоплательщика в свои объятия. Но по жизни ИФНС может ощутимо потрепать нервы руководству компании. Например, инспекторы могут заявить, что сомневаются в достоверности адреса и на месяц приостановят регистрацию. За этот месяц налоговики свяжутся с собственником помещений, выяснят, кто там еще работает, находится ли там офис вашей компании и т.д. Если выяснится что адрес, по которому собирается прописаться компания, является массовым, или, к примеру, по спорному адресу с вами соседствуют множество фиктивных компаний – ИФНС откажется принять у себя такого «постояльца», то есть откажет в регистрации. С налоговиками может согласиться и суд (см., например, постановление АС Поволжского округа от 31.08.17 № Ф06-23538/2017).

  • Руководителя компании-«мигранта» налоговики возьмут на заметку

Уже появляются судебные дела, где налоговики отказались регистрировать фирму, поскольку ее руководитель или учредитель неоднократно участвовали в реорганизации других юрлиц (в том числе в присоединении – способе миграции). Суд инспекция проиграла (см. постановления АС Дальневосточного округа от 20.09.17 №Ф03-3383/2017). Но в любом случае компания потеряла время и деньги. Так что один из подводных камней – руководитель переезжающей компании попадает в черный список тех, кого лучше не назначать директором других предприятий и не выдвигать учредителем.

  • Риск не переехать на новый адрес даже с действующим договором аренды и реальным адресом места нахождения

Возникают ситуации, когда налоговые инспекции отказываются принимать организации в свою подведомственность. Дело в том, что налоговые инспекции обязали всех собственников нежилых помещений подавать в инспекцию списки компаний-арендаторов. Причины такого контроля логичны, нужно отследить и систематизировать поток миграции компаний из одной ИФНС в другую. С 2016 года система автоматического контроля НДС позволяет ФНС анализировать книгу продаж арендодателей и самостоятельно формировать базу данных юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Потому, если вдруг собственник помещения «забыл» указать информацию о юридическом лице, арендующем у него помещение в списке компаний-арендаторов, ИФНС откажет в регистрации таких изменений.

  • Миграция между налоговыми может испортить отношения с контрагентами

Если ИФНС в судебных спорах будет заявлять о признаках недобросовестности мигрирующей фирмы, очевидно, что потенциальные партнеры воздержатся от взаимодействия с такой «засветившейся» компанией.

Сменить адрес или… компанию?

Часто возникает вопрос, не проще ли зарегистрировать новое ООО с новым адресом? Конечно же, нет. В данной ситуации целесообразно задать ещё один вопрос. А зачем регистрировать новую компанию, если есть старая? Ведь «бросая» предыдущую организацию из-за проблем с адресом, возникнет еще больше проблем в дальнейшем.

Во-первых, регистрация новой компании не решает проблему поиска действительного адреса. Не забывайте, что с новой организацией придется искать надежного арендодателя, у которого нет личных проблем с налоговой инспекцией (почему нельзя это сделать с действующей), также придется проходить регистрацию в налоговой инспекции, при том, что государственная пошлина при создании новой компании больше по стоимости, чем при регистрации изменений по старой.

Во-вторых, нельзя просто взять и «бросить» компанию. У любого юридического лица есть свои обязательства. Несоблюдение данных обязательств влечет за собой наложение административных и иных санкций как в отношении самой компании, так и ее должностных лиц.

Важно понимать, что если фирма хочет уйти из инспекции из-за своих нарушений (если они действительно есть), то переезд в другую ИФНС не спасет от проверки. Компания, наоборот, привлечет внимание проверяющих. В данном случае лучше постепенно закрывать компанию (именно закрывать, а не присоединять к новой), переводя бизнес на новую организацию. Это сложнее, но обычно сложность оправдана. Конечно, есть исключения. Например, нарушения незначительны, и из-за них не стоит возиться с созданием нового юрлица, переводом активов и т.д. Но в таких случаях и миграция не оправдана. Зачем же лишние усилия, если шансы на избавление от проверки невелики?

Так менять инспекцию или не менять?

  1. Если цель переезда – уйти от ответственности, перейдя в другую инспекцию и не отказываясь от старого юрлица, то выгодность переезда в другую ИФНС спорна. Налоговая проверка настигнет и по новому месту «прописки».
  2. Если смена адреса на другой региона связан с какими-либо льготами, бюджетными заказами и т.д., имеет смысл просчитать эффективность такого шага. Если выгодно – планировать переезд. Но при этом внимательно подбирать адрес: желательно не в офисном центре (где множество фирм), обязательно реальный адрес и пр.
  3. Если миграция нужна только для того, чтобы закрыть старую фирму (присоединением ее к другой компании из другого региона) и перевести платежи на новую, то переезд может быть оправдан (зависит от обстоятельств). Но хорошо бы до миграции сменить руководителя и учредителя. То есть не создавать им сложностей в регистрации новой компании, не портить репутацию у налоговиков.
Видео (кликните для воспроизведения).

Заказать услугу

Источники


  1. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.

  2. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.

  3. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
  4. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
  5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
Перевод из налоговой в другую налоговую
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here