Целевое финансирование налог на прибыль

Информация по теме в статье: "Целевое финансирование налог на прибыль". Проверить актуальность информации на 2020 год можно связавшись с нашими дежурными специалистами.

Как отражать средства целевого финансирования в бухгалтерском учете

Средства целевого финансирования отражают на счете 86 «Целевое финансирование». В бухгалтерском учете к средствам целевого финансирования относят: государственную помощь и тому подобные средства (например, гранты и техническую помощь от международных организаций); целевые средства, полученные застройщиком на строительство объекта ОС от инвесторов; а также любые средства, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности. Порядок применения счета 86 зависит от вида организации (коммерческая или некоммерческая).

В каком порядке применяют счет 86 «Целевое финансирование» коммерческие организации

По счету 86 отражают поступление и использование целевого финансирования. Наиболее распространенными видами целевого финансирования для коммерческих организаций являются:

  • субсидии из бюджетов (в том числе бюджетов внебюджетных фондов) на финансирование текущих и капитальных расходов;
  • средства инвесторов на строительство объектов (у организаций-застройщиков).

[3]

Обратите внимание, что не относятся к средствам целевого финансирования:

  • бюджетные инвестиции, в результате получения которых увеличивается уставный (складочный) капитал получившей их организации. По экономическому содержанию это оплата размещаемых акций (долей, паев);
  • субсидии унитарным предприятиям на капитальные вложения, в результате получения которых увеличивается уставный фонд получившей их организации. По экономическому содержанию это схоже с вкладом в уставный капитал;
  • субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам (тарифам) или государственным регулированием цен (тарифов). По своему экономическому содержанию это часть выручки от оказания услуг (Письмо Минфина России от 04.07.2018 N 07-01-09/46266).

Как учитывать бюджетные субсидии на счете 86

Бюджетные субсидии на финансирование текущих и капитальных расходов отражайте в учете по правилам ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (п. 4 ПБУ 13/2000). Для этого установите в учетной политике:

  • как вы будете признавать бюджетные средства:

— при появлении уверенности в их получении (п. п. 5, 7 ПБУ 13/2000);

— при фактическом получении бюджетных средств (п. 7 ПБУ 13/2000);

  • порядок учета бюджетных средств, предоставленных на финансирование расходов, понесенных в предыдущие отчетные периоды:

— без использования счета 86, как это предусмотрено п. 10 ПБУ 13/2000;

— с использованием счета 86. Рекомендуем выбрать этот вариант, так как применение счета 86 позволит существенно облегчить формирование в бухгалтерской отчетности информации о государственной помощи (например, таблицы 9 «Государственная помощь»).

В бухгалтерском учете в зависимости от положений учетной политики возможны следующие проводки:

Выписка банка по расчетному счету

Пункт 7 ПБУ 13/2000 Бюджетные средства направлены на финансирование расходов (приобретены материалы, основные средства, работы, услуги, начислена заработная плата и т.п.) 86 98-2 Бухгалтерская справка Пункт 9 ПБУ 13/2000 Бюджетные средства признаны в составе прочих доходов (по мере начисления амортизации по основным средствам, отпуска материалов в производство и т.п.) 98-2 91-1 Бухгалтерская справка-расчет Пункт 9 ПБУ 13/2000 Средства получены на финансирование уже понесенных расходов (счет 86 не используется) Отражена сумма полученной бюджетной субсидии на финансирование расходов 51 91-1 Соглашение о предоставлении субсидии,

Выписка банка по расчетному счету

Пункты 7, 10 ПБУ 13/2000 Средства получены на финансирование уже понесенных расходов (используется счет 86) Отражена сумма полученной бюджетной субсидии на финансирование расходов 51 86 Соглашение о предоставлении субсидии,

Выписка банка по расчетному счету

Инструкция по применению Плана счетов Сумма субсидии признана прочим доходом 86 91-1 Бухгалтерская справка Пункт 10 ПБУ 13/2000, п. 7 ПБУ 9/99

Как учитывать на счете 86 средства инвесторов

Если вы застройщик, строящий основное средство частично для себя, а частично для инвесторов, то учитывайте в составе целевого финансирования полученные от инвесторов денежные средства. Это предусмотрено пп. «г» п. 3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций.

В бухгалтерском учете сделайте следующие проводки:

Содержание операций Дебет Кредит Первичный документ
Отражено получение целевых инвестиционных средств на строительство объектов 51 76 Выписка банка по расчетному счету
Поступившие средства приняты к учету в составе целевого финансирования 76 86 Инвестиционный договор,

Бухгалтерская справка

Отражена передача построенного объекта инвестору (а также «входного» НДС, причитающегося инвестору по сводному счету-фактуре) 86 08-3, 19 Акт приемки-передачи объекта,

Сводный счет-фактура

В каком порядке применяют счет 86 «Целевое финансирование» некоммерческие организации

По счету 86 некоммерческие организации (НКО) отражают поступление и использование целевого финансирования — средств, полученных на ведение уставной некоммерческой деятельности. К целевому финансированию в НКО, в частности, относят:

  • бюджетные субсидии;
  • вступительные, членские, целевые, дополнительные взносы учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы учредителей;
  • пожертвования;
  • прибыль от приносящей доход деятельности;
  • имущество, полученное по завещанию в порядке наследования.

Поступление средств целевого финансирования

Поступление средств целевого финансирования отражайте по кредиту счета 86. Дату, на которую вы будете признавать поступающее к вам целевое финансирование (кроме прибыли от приносящей доход деятельности), рекомендуем закрепить в учетной политике (п. п. 4, 7.1 ПБУ 1/2008).

Возможны следующие варианты:

  • на дату поступления денежных средств или иного имущества (Письмо Минфина России от 08.02.2002 N 16-00-14/41).

Этот вариант подходит для взносов и иных обязательных и добровольных платежей, до фактического поступления которых у НКО нет уверенности в их получении.

При применении данного варианта рекомендуем организовать аналитический учет на счете 86 в разрезе периодов, за которые перечислены обязательные платежи (например, членские взносы);

  • на дату начисления членских взносов и иных обязательных и добровольных платежей вне зависимости от их фактического поступления (п. 15 Информации Минфина России ПЗ-1/2015).

При таком варианте признавайте в учете причитающиеся суммы обязательных платежей (пожертвований) в составе целевого финансирования на дату возникновения обязательств по их внесению с одновременным признанием дебиторской задолженности.

Рекомендуем применять этот вариант, если существует уверенность в получении денежных средств и (или) иного имущества. Такой способ могут выбрать, например:

— первичные профсоюзные организации, члены которой подают заявления в бухгалтерию организации-работодателя об удержании членских взносов и их перечислении на счет профсоюзной организации;

Читайте так же:  Начальник органа регистрационного учета

— НКО, которые получают пожертвования по договорам, обязывающим жертвователя (п. 1 ст. 582, п. п. 1, 2 ст. 572 ГК РФ).

В бухгалтерском учете некоммерческой организации с учетом положений учетной политики возможны следующие проводки:

Содержание операций Дебет Кредит Первичный документ Основание
Средства признаются на дату поступления
Отражено поступление целевого финансирования (пожертвования, взносы и т.п.) 51

(50, 10 и др.)

86 Выписка банка по расчетному счету

(Приходный кассовый ордер,

Отгрузочные документы передающей стороны и др.)

Письмо Минфина России от 08.02.2002 N 16-00-14/41 Средства признаются на дату начисления Причитающиеся пожертвования, взносы и т.п. поступления отражены в составе целевого финансирования 76 86 Документы, подтверждающие право на получение средств,

Бухгалтерская справка

[1]

Инструкция по применению Плана счетов Отражено поступление целевого финансирования (пожертвования, взносы и т.п.) 51

(50, 10 и др.)

76 Выписка банка по расчетному счету (Приходный кассовый ордер,

Отгрузочные документы передающей стороны и др.)

Инструкция по применению Плана счетов

Учет прибыли от приносящей доход деятельности

Независимо от применяемого организацией варианта учета членских взносов и иных обязательных и добровольных платежей прибыль от приносящей доход деятельности отражайте в составе средств целевого финансирования по кредиту счета 86:

  • в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на дату распределения прибыли, если вы относитесь к НКО, распределяющим полученную прибыль (п. 3.8 Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, Письмо Минфина России от 31.07.2003 N 16-00-14/243). Такой порядок учета могут применять, например, потребительские кооперативы (п. 1 ст. 24 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1);
  • в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» заключительными оборотами декабря отчетного года — для всех прочих НКО (п. 24 Информации Минфина России ПЗ-1/2015).

Отражайте признание прибыли в составе целевого финансирования следующими проводками:

Содержание операций Дебет Кредит Первичный документ Основание
Если организация распределяет полученную прибыль
Прибыль от приносящей доход деятельности направлена на увеличение целевого финансирования 84 86 Решение о распределении прибыли,

Бухгалтерская справка

Рекомендации по ведению бухгалтерского учета и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, Письмо Минфина России от 31.07.2003 N 16-00-14/243 Если организация не распределяет полученную прибыль Прибыль от приносящей доход деятельности признана источником целевого финансирования 99 86 Бухгалтерская справка Пункт 24 Информации Минфина России ПЗ-1/2015

Использование средств целевого финансирования

В отношении отражения в учете использования средств целевого финансирования можно закрепить в учетной политике прямое списание затрат по уставной некоммерческой деятельности в дебет счета 86 без предварительного их накапливания на счетах 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы» (п. 34 Информации Минфина России ПЗ-1/2015, п. 2.1.15 Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах).

Этот способ вам подходит, если вы:

  • вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета;
  • не ведете предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете некоммерческой организации в зависимости от положений учетной политики возможны следующие типовые проводки:

Содержание операций Дебет Кредит Первичный документ Основание
Средства целевого финансирования направлены на финансирование уставной некоммерческой деятельности (если применяются счета 20 и 26) 86 20

(26)

Смета доходов и расходов НКО,

Бухгалтерская справка

Инструкция по применению Плана счетов Средства целевого финансирования направлены на финансирование уставной некоммерческой деятельности (если не применяются счета 20 и 26) 86 70, 69, 10 и др. Смета доходов и расходов НКО,

Бухгалтерская справка-расчет и др.

Пункт 34 Информации Минфина России ПЗ-1/2015, п. 2.1.15 Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах Отражено использование средств целевого финансирования на приобретение внеоборотных активов 86 83 Смета доходов и расходов НКО,

Бухгалтерская справка

Инструкция по применению Плана счетов,

п. 15 Информации Минфина России ПЗ-1/2015, Письмо Минфина России от 04.02.2005 N 03-06-01-04/83

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

Налог на прибыль при целевом финансировании

Видео (кликните для воспроизведения).

Если целевое финансирование или гранты у некоммерческой организации не подпадает под льготу по налогу на прибыль, то, вероятно, эти деньги можно рассматривать как добровольные пожертвования. И уже на этом основании не платить с них налог на прибыль предприятия. Целевое финансирование и уплата налога на прибыль. Налогообложение деятельности в 2017 году и налоговый кодекс.

Единый налог ЕНВД Упрощёнка УСН 2017 Акцизы и пошлины Страховые взносы Другие виды сборов Бухгалтерский учет

Целевое финансирование и уплата налога на прибыль

Ситуация: некоммерческому предприятию (ассоциации) на основании соглашений с иностранными фондами была перечислена определенная сумма денег в рамках целевого финансирования. Полученные целевые средства ассоциация использовала по назначению (на оказание правовой поддержки больным людям), а также организовала раздельный учет относящихся к ним доходов и расходов. Всю сумму поступивших средств ассоциация не облагала налогом на прибыль организации на основании положений статьи 251 налогового кодекса как имущество, полученное в рамках целевого финансирования. Но по результатам налоговой проверки ассоциации инспекция доначислила налог на прибыль по этому эпизоду.

Проблема: проанализировав соглашения, заключенные ассоциацией с фондами, а также письма фондов и другие документы, налоговая инспекция пришла к выводу, что это целевое финансирование в виде грантов. При этом в нарушение требований налогового кодекса фонды, которые перечислили ассоциации эти гранты, не входили в правительственный перечень. Следовательно, суммы, полученные в рамках целевого финансирования, ассоциация должна была облагать налогом на прибыль. Суды нескольких инстанций эту позицию поддержали и отказали ассоциации в удовлетворении требований, поскольку для отнесения спорных сумм к такой категории, как грант, были все основания.

Можно ли считать гранты пожертвованиями?

Но в президиуме ВАС РФ с такими выводами не согласились и отменили решения судов в этой части. Несмотря на то, что эти суммы под льготу, связанную с грантами, не подпадали, их можно было считать пожертвованиями, которые тоже освобождены от налога на прибыль организации. Ведь ассоциация израсходовала эти деньги в рамках своей уставной деятельности (защита прав человека), что подтверждено документами. Кроме того, был организован их раздельный учет. А, значит, к ним можно применить положения о целевых поступлениях, о которых говорится в пункте 2 статьи 251 налогового кодекса. Они также освобождаются от обложения налогом на прибыль.

Читайте так же:  Дачная амнистия земли населенных пунктов

Разница между целевым финансированием и целевыми поступлениями

В статье 251 налогового кодекса содержится несколько видов целевых выплат, которые освобождены от налога на прибыль организации. При этом нужно различать целевое финансирование и целевые поступления. Последние освобождаются от налогообложения только у некоммерческих организаций, если они израсходованы в рамках их уставной деятельности и при наличии раздельного учета (пункт 2 статьи 251 НК РФ). А целевое финансирование может освобождаться от налогообложения и у коммерческих организаций при соблюдении определенных условий.

Как учесть средства целевого финансирования при расчете налога на прибыль

Средства целевого финансирования не учитываются при расчете налога на прибыль. Для этого нужно использовать такие средства по целевому назначению и вести раздельный учет.

Порядок учета средств целевого финансирования

Полученные средства целевого финансирования не облагаются налогом на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

У передающей стороны средства целевого финансирования не учитываются в расходах при расчете налога (п. 17 ст. 270 НК РФ).

Что понимается под целевым финансированием для целей налога на прибыль

[2]

К средствам целевого финансирования относится имущество, которое получено и используется по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами. Перечень средств целевого финансирования закрытый и закреплен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • гранты;
  • средства от дольщиков (инвесторов), если вы организация-застройщик;
  • средства от собственников жилья, если вы ТСЖ, ЖСК;
  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, субсидии бюджетным и автономным учреждениям.

Обязательные условия для того, чтобы такие средства не облагались налогом на прибыль, — использовать их по целевому назначению и вести раздельный учет таких доходов, а также расходов, которые произведены в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Если отсутствует раздельный учет средств целевого финансирования, то их следует облагать налогом на прибыль с даты их поступления (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Целевое финансирование, которое вы использовали не по назначению, нужно учесть во внереализационных доходах. Это правило не касается бюджетных средств. По ним применяются нормы бюджетного законодательства (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Дата признания такого дохода зависит от применяемого метода учета: начисления или кассового.

При методе начисления доход признается с даты, когда средства начали использоваться не по назначению либо были нарушены условия, на которых они предоставлены (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Для кассового метода конкретной даты Налоговый кодекс РФ не устанавливает. Полагаем, что доход нужно признать с даты использования этих средств нецелевым образом либо нарушения условий, на которых они предоставлены. Объясняется это тем, что именно с этого момента утрачивается характер целевого финансирования. На дату получения денег нет оснований считать такие средства облагаемым доходом, поскольку им являются средства, которые использованы не по целевому назначению (п. 14 ст. 250, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

По окончании года нужно отчитаться в инспекцию по месту своего учета о целевом использовании полученных средств (п. 14 ст. 250, п. 1 ст. 285 НК РФ). Для этого в состав декларации по налогу на прибыль включите лист 07 (п. 1.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

У вас может образоваться остаток средств, которые не будут использованы по целевому назначению. Если эту экономию вы не будете возвращать источнику целевого финансирования, то включите ее во внереализационные доходы в момент утраты средствами статуса целевых (п. 14 ст. 250, пп. 14 п. 1 ст. 251, пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Как учесть средства целевого финансирования коммерческой организации

Средства целевого финансирования, полученные коммерческой организацией, не облагаются налогом на прибыль при условии их использования по целевому назначению и ведения раздельного учета (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

К ним применяются те же правила, что и для всех средств целевого финансирования.

Что понимается под целевым финансированием коммерческой организации в целях налога на прибыль

Перечень средств целевого финансирования закрытый и закреплен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В частности, к целевому финансированию коммерческих организаций можно отнести:

  • средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
  • инвестиции от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения (при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения).

Если полученные вами средства в данном перечне не содержатся, то считать их целевым финансированием нельзя. Такие средства нужно включить в состав доходов, к примеру, как безвозмездно полученное имущество (п. 8 ст. 250 НК РФ). В то же время эти средства могут не облагаться налогом по другому основанию. Например, не облагается финансирование, которое получено от единственного учредителя (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Расходы, которые понесены за счет целевого финансирования, при расчете налога на прибыль не учитываются (Письма Минфина России от 14.09.2018 N 03-03-06/1/65837, от 01.12.2017 N 03-03-06/1/79964). Например, не амортизируются основные средства, которые приобретены за счет средств целевого финансирования (пп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Раздельный учет при получении средств целевого финансирования


Раздельный учет
должен подтверждать не только отдельный учет полученных средств целевого финансирования, но и расходов, которые понесены в рамках такого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Организовать такой учет вы должны самостоятельно. Если данных бухгалтерского учета для этого недостаточно, разработайте отдельные формы регистров налогового учета и закрепите их в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).

Такие регистры вы можете составить, взяв за основу Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями, предложенные в Рекомендациях МНС России.

Важно организовать раздельный учет таким образом, чтобы по каждому адресному расходу прослеживалась четкая связь с поступившими средствами и их целевым использованием. Это должно быть подтверждено документами (договорами, актами, товарными накладными, бухгалтерской справкой и т.п.). Все подтверждающие целевые доходы и расходы документы целесообразно хранить отдельно.

Читайте так же:  Отправить открытое письмо президенту рф

При этом раздельный учет ведите в разрезе каждого вида целевых средств, а также средств, по которым установлен срок использования (если он есть). Данные такого учета понадобятся вам при заполнении листа 07 декларации по налогу на прибыль (п. 15.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

Целевое финансирование субъектов впк. Особенности налогообложения целевого финансирования

Беляева Н.А., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

Целевое финансирование для целей налогообложения прибыли

Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 1 января 2002 г. определяется налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Напоминаем, что гл. 25 НК РФ была значительно изменена Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ). Причем основная масса поправок вступила в силу с 1 января 2006 г., за исключением некоторых положений, вступивших в силу через месяц после официального опубликования указанного Закона и которые введены в действие «задним числом».

Субъектам хозяйственной деятельности, относящимся к военно-промышленному комплексу, следует особо обратить внимание на налогообложение сумм, признаваемых целевыми средствами, поскольку, как мы уже отметили, указанная категория налогоплательщиков довольно часто получает такие средства на выполнение государственных заказов.

Главой 25 НК РФ предусмотрены две группы целевых средств:

  • целевое финансирование (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, «получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год».

Статьей 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

Таким образом, формы бюджетных средств, которые не перечислены в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, будут признаваться в целях гл. 25 НК РФ целевыми поступлениями.

Особенности налогообложения целевого финансирования состоят в том, что оно формирует доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Отметим, что перечень средств, признаваемых в целях налогообложения целевым финансированием, определен подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Следует иметь в виду, что данный перечень является исчерпывающим.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:

  1. в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  2. в виде полученных грантов.

Обратите внимание, что Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ в отношении грантов внес изменения в гл. 25 НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2006 г.:

«В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

Однако, для того чтобы средства целевого финансирования не включались в доходы налогоплательщика, у последнего должен выполняться ряд условий, перечисленных в абз. 1 п. 14 ст. 251 НК РФ: «. налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации».

Иначе говоря, в случае нецелевого использования указанных средств их следует включать во внереализационные доходы организации. Причем момент их включения в состав таких доходов определен как момент фактического их использования не по целевому назначению.

Согласно подп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов датой получения указанных выше доходов признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись.

Если не по целевому назначению были использованы бюджетные средства, то к ним применяются нормы бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в соответствующий бюджет.

В связи с вышеизложенным организации военно-промышленного комплекса, получившие целевое финансирование, должны тщательно оформлять документы, подтверждающие использование этих средств исключительно на цели, определенные передающей стороной.

Кроме средств целевого финансирования при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиками не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ к ним относятся: «целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений».

То есть в отношении целевых поступлений налогоплательщик также должен вести раздельный учет доходов (расходов).

Обратите внимание, что на целевые поступления НК РФ не накладывает ограничений по сроку использования, в то время как средства, полученные по некоторым видам целевого финансирования, должны быть использованы в определенный срок (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Если субъект хозяйственной деятельности, относящийся к ВПК, представлен в виде бюджетного учреждения, то ему следует обратить внимание на следующее.

Средствами целевого финансирования (абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) признаны средства, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Читайте так же:  Какие задачи стоят перед менеджером по подбору персонала

Средства бюджетного финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых организациям по смете доходов и расходов организации, не учитываются в составе доходов, подлежащих налогообложению.

Если же бюджетное учреждение получает доходы от предпринимательской деятельности (право заниматься которой установлено ст. 161 БК РФ), то с доходов, полученных от ведения таковой, он обязан заплатить налог на прибыль.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями регулируются ст. 321.1 НК РФ.

В соответствии с этой статьей налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Иными источниками доходов, или доходами от коммерческой деятельности, признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетного учреждения определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Налоговый учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности бюджетного учреждения и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Указанный п. 3 ст. 321.1 был несколько изменен Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ с 1 января 2006 г.

Согласно указанным изменениям теперь список расходов бюджетного учреждения, которые могут быть пропорционально отнесены на расходы от предпринимательской деятельности, увеличен на расходы по всем видам ремонта основных средств (в том числе не амортизируемых).

Кроме того, если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения вообще не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, то у бюджетного учреждения появляется новая возможность: указанные выше расходы можно учесть при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности.

Заметим, что из текста НК РФ не совсем понятно, какое условие должно быть выполнено бюджетным учреждением: в смете должно отсутствовать финансирование одного из перечисленных видов расходов или всех трех. По мнению авторов, наличие союза «и» в тексте закона позволяет думать, что в смете доходов и расходов бюджетного учреждения должны отсутствовать именно все три вида перечисленных расходов.

При этом в общей сумме доходов для определения пропорции не учитываются внереализационные доходы, полученные бюджетным учреждением. К внереализационным доходам относятся:

  • доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах;
  • полученные от сдачи имущества в аренду;
  • курсовые разницы;
  • другие доходы.

С 1 января 2006 г. п. 4 ст. 321.1 НК РФ также подвергся изменениям со стороны Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ:

«4. В целях настоящей главы при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся:

  1. суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;
  2. расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств».

Практически это означает введение новой льготы. Если финансирование расходов на ремонт основных средств (приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств) не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств, и они используются в некоммерческой деятельности, то они уменьшают налогооблагаемую прибыль. Та же возможность существует, если учесть данные расходы при использовании основных средств в некоммерческой деятельности (что было возможно учесть и до 1 января 2006 г.).

ЕСН при выполнении работ, финансируемых за счет бюджетных средств

Ко всем выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам, в том числе и не за результаты трудовой деятельности, применяется п. 3 ст. 236 НК РФ. Исключение из этого правила составляют выплаты, производимые за счет средств целевого финансирования.

Согласно гл. 25 НК РФ организация формирует налоговую базу по налогу на прибыль по коммерческой деятельности, а по деятельности, финансируемой за счет целевых поступлений, налоговая база по налогу на прибыль не формируется.

Следовательно, п. 3 ст. 236 НК РФ применяется к выплатам, производимым организациями, формирующими налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, на выплаты и вознаграждения, производимые организациями ВПК в пользу физических лиц за счет целевых поступлений, п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется.

Более подробно с особенностями деятельности организаций военно-промышленного комплекса Вы можете ознакомиться: В книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Военно-промышленный комплекс».

Использование целевого финансирования организации

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.
Читайте так же:  Восстановление номера на раме автомобиля

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.
  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

  • ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
  • ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
  • ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
  • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
  • ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Составление отчета о целевом применении средств

Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

Налогообложение

При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

Источники


  1. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

  3. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
  4. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  5. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
Целевое финансирование налог на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here